RELARN-2009
Решение 5-ой секции
"Реализация образовательных программ и проектов,
связанных с различными аспектами информатизации"

г. Москва-Углич-Кижи-Мандроги-Санкт-Петербург, 02-07 июня 2009 г.

Руководитель секции: координатор "Школьного сектора" Ассоциации РЕЛАРН Е.Н.Ястребцева

Сувениры участникам секции предоставлены "МСК-IX", "RU-CENTER" и образовательными программами Intel "Обучение для будущего" (Project Harmony, Inc.) и "Управляй знаниями!" компании "КМ Образование" и "Кирилл и Мефодий"

Заслушано 32 сообщения учителей школ и педагогов университетов и педвузов, методистов и ученых, других работников сферы образования.

В рамках секции было заслушано сообщение В.В.Бунчук "RU-CENTER - будущему" об итогах первого года реализации Программы поддержки учреждений образования edu.nic.ru.

В рамках секции было заслушано сообщение Президента Фонда развития Интернета, проф. МГУ Г.В.Солдатовой по проведенному в 2009 г. с помощью Google-сервисов исследованию "Моя безопасная сеть: Интернет глазами детей".

Были анонсированы Всероссийские конкурсы:

Основные вопросы, обсуждаемые на секции:

  1. Развитие сетевых социально-педагогических сообществ как фактор формирования общественного влияния на процессы информатизации
    Ведущая Оксана Петрова, Псков
  2. Педагогические возможности информационных образовательных комплексов и систем
    Ведущая Брусницына Галина, Екатеринбург
  3. Дистанционная поддержка обучения учащихся и учителей
    Ведущая Пирог Татьяна, Москва

Формы проведения Дней секции:

  • Работа в группах
  • Проблемное обсуждение
  • Баркэмп
  • Деятельность в развернутой локальной вики (модель локальной сети с мобильными компьютерами, с которых участники правили тексты в МедиаВики),

Основные термины, используемые в работе секции:

  • Веб 2.0
  • тэги
  • виджеты
  • гаджеты
  • среды
  • э-обучение
  • интернет-безопасность
  • комьюнити-менеджер
  • информационный поиск и создание цифровых объектов
  • технологии и сервисы сетевого взаимодействия
  • моделирование
  • школа будущего
  • объединение
  • сетевое сообщество
  • Модель 1:1
  • блог

Проведены мастер-класс, ролевая игра и практикум, круглые столы для участников секции:

  • Мастер-класс Людмилы Рождественской, Таллин (Эстония) "10 способов для учителя использовать личный блог в образовательном процессе"
    На мастер-классе рассматривались различные модели образовательных блогов, возможная структура и содержание. Участники узнали о дополнительных возможностях Веб 2.0 сервисов для увеличения интерактивности блогов. Идея блога не нова, но практика его использования в образовании пока не так богата. Модели использования блога, как образовательного инструмента можно разрабатывать совместно, ведь многие возможности еще не открыты...
  • Ролевая игра по моделированию деятельности модераторов сетевого сообщества. Ведущая Оксана Петрова, Псков
    Формировались представления о ключевых областях управления сетевым педагогическим сообществом. Устойчивым сообщество становится за счёт создания самых разных точек для пересечения интересов людей, если им есть про что поговорить, где-то принять участие, на что-то посмотреть. Идеальное ведение сообществом учитывает интересы самых разных участников. На ролевой игре определялись формы деятельности и сетевые активности модератора, комьюнити-менеджера, консультанта, "активатора" профессионального педагогического сообщества которые позволят реализовать задачи конкретных групп специалистов, обозначались пути развития педагогических сообществ, способы обсуждения и решения в сети профессиональных задач, в рамках работы сообщества, вырабатывались идеи для развития и модели деятельности участников сообщества.
  • Практикум "Модель 1:1 ("модель 1:1", eLearning 1:1) как путь к решению проблемы цифрового неравенства в России". Ведущий Борис Ярмахов, Нижний Новгород
    Обсуждались варианты реализации "модели 1 : 1" обучения, в которых у каждого учащегося и каждого учителя имеется собственный портативный компьютер, беспроводная локальная сеть с выходом в Интернет, а в качестве используемых методов обучения - технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов.

В докладах и материалах к конференции были представлены сообщения о ходе реализации проектов и программ информатизации в России, Эстонии, Украине и Беларуси:

  • Уваров А.Ю. (Москва) О некоторых итогах проекта Информатизация системы образования
  • Богданова И.Ф. (Беларусь) Опыт преподавания дисциплины "Основы информационных технологий" в Национальной академии наук Беларуси
  • Коровко Анна, Москва Построение сетевых педагогических сообществ в "Открытом классе"
  • Муранов Алексей, Москва Перспективы развития Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
  • Новикова Зинаида, Москва Влияние программы Intel "Обучение для будущего" на образовательную систему в столичном регионе
  • Калеников А.В. (Москва) О московском опыте информатизации школы
  • Носкова М. (Львов, Украина) О проблеме мотивации педагогов в освоении информационно-коммуникационных технологий в системе непрерывного профессионального образования.
  • Пирог Татьяна, Москва Образовательные инициативы компании Intel в России
  • Рождественская Л.В. (Эстония) ИКТ-подготовка учителей Эстонии
  • Черникова Л.А. (Запорожье, Украина) Региональный образовательный проект "Формирование и развитие ИКТ-компетентности педагогов Запорожской области"

По теме "Развитие сетевых социально-педагогических сообществ как фактор формирования общественного влияния на процессы информатизации" на секции и в материалах, представленных для размещения в сборник конференции, были рассмотрены следующие вопросы:

  • Модель построения сетевых педагогических сообществ в "Открытом классе"
  • "Организация" и "самоорганизация" сетевых сообществ (на примере сообществ в "Открытом классе")
  • Модель дистанционной психологической поддержки профессионального развития педагогов (на примере проекта ITN)
  • Механизмы создания в Сети партнерских отношений семьи и школы (на примере сообщества "СоцОбраз")
  • Основы формирование сетевого сообщества тьюторов (на примере программы Intel "Обучение для будущего")
  • Результаты регионального проекта "Создание и развитие сетевых образовательных сообществ" (Самарская область)
  • Сетевое взаимодействие педагогов как условие повышения качества обучения (на примере проекта Intel, сообщества "Летописи.ру", КМ-wiki)

По теме "Педагогические возможности информационных образовательных комплексов и систем" на секции и в материалах, присланных для размещения в сборник конференции, были рассмотрены вопросы:

  • Развитие Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
  • Виртуальные лаборатории и творческие конструктивные среды фирмы "1С"
  • Организация и мониторинг учебной деятельности образовательного учреждения в ИИП " КМ-Школа"
  • Развитие цифровой гимназии с ИИП "КМ-Школа"
  • "Плюсы" и "минусы" среды Moodle для дистанционного обучения учителей английского языка
  • Совместная деятельность учителей и учащихся в проекте Intel "Наблюдай и исследуй"
  • Электронно-образовательный ресурс "Телешкола"
  • Вариативные электронные образовательные ресурсы по литературе ("Кирилл и Мефодий")
  • Ученическая конференция как форма исследовательской деятельности учащихся
  • Школьная библиотека 2.0

По теме "Дистанционная поддержка обучения учащихся и учителей" на секции и в материалах, присланных для размещения в сборник конференции, были рассмотрены следующие вопросы:

  • Влияние программы Intel "Обучение для будущего" на образовательную систему в столичном регионе
  • Опыт организации работы муниципальных ресурсных центров Омской области
  • ИКТ-подготовка учителей в рамках проекта DigiTiiger
  • Организационные, мотивационные и методические проблемы при внедрении ИКТ в образовательный процесс
  • Технологическая грамотность учителей в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды учебного заведения
  • Реализация программ и проектов по информатизации образовательной и научной деятельности в педагогическом вузе
  • Информационная поддержка проекта Intel "Teach to the future в России"
  • Новые очно-дистанционные тренинги по актуальным проблемам нового курса Intel Ò "Обучение для будущего"
  • Модели виртуальной коммуникации в дистанционных курсах ТЕО

Основные результаты работы секции:

Как и ранее, участниками конференции в своих выступлениях была зафиксирована ситуация, сложившаяся в образовании с внедрением ИКТ в процессы обучения участников педагогического процесса с момента проведения предыдущей конференции РЕЛАРН. В выступлениях было отмечено, что в настоящее время под влиянием программ, финансируемых государством и коммерческими компаниями:

  • наметилось взаимодействие и усилившееся взаимовлияние федеральных программ информатизации школ, программ ИСО, программ, поддерживаемых коммерческими организациями и бизнесом, с другими образовательными проектами (региональными, муниципальными) (Уваров А.Ю., Белкин П.Ю., Новикова З.Н., Пирог Т.В., Москва)
  • зарубежный опыт демонстрирует примеры достижения поставленных государством целей в области информатизации образования при условии активного использования учителями ресурсов, размещенных в Национальных образовательных сетях, за счет организации системы тренингов для всех уровней педагогических работников - учитель, воспитатель, администратор, управленец (Черникова Л.А.,Украина, Богданова Л.Ф., Беларусь)
  • большой интерес в условиях реализации государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения у педагогов продолжает вызывать проектная деятельность (Шилова О.Н., Горюнова М.А., Санкт-Петербург, Круподерова Е.П., Нижний Новгород, Новикова З.Н.,Москва)
  • активно осваиваются социальные сервисы, обсуждаются модели цифровых школ, сценарии цифрового мобильного обучения (Кувшинов С., Сафронов С., Москва, Маркер Н.Ю., Омск, Патаракин Е.Д., Нижний Новгород, Петрова О.Г., Псков, Рождественская Л.В., Таллин, Ярмахов Б.Б., Нижний Новгород)
  • наибольший интерес вызывает использование учителями школ возможностей сервисов блогосферы в учебном процессе с привлечением не только школьников, но и их родителей (Рождественская Л., Таллин, Маркер Н.Ю., Омск)
  • идет процесс осознания наиболее активной частью учителей необходимости подключения к профессиональному взаимодействию в сетевых педагогических сообществах, а руководителями и координаторами Всероссийских проектов - необходимости систематической сетевой поддержки педагогов, поиска новых форм такой поддержки (Болсуновская Н.А., Красноярск, Кацай И.И., Челябинск, Коровко А.В., Москва, Круподерова Е.П., Нижний Новгород, Лебедева М.Б., Санкт-Петербург, Петрова О.Г., Псков, Одегова С.П., Тольятти, Рождественская Л.В., Таллин, Шпарута Н., Екатеринбург)
  • освоение профессиональными сообществами сетевых сервисов и цифровых архивов, их "технологическая" грамотность способствует взаимодействию педагогов с учебными сообществами в организации исследований школьников и активной творческой деятельности (Буров В.В., Потехина С.И., Патаракин Е.Д, Нижний Новгород, Тевс Д.П., Барнаул, Хасаншина Н.З., г. Королев, Яникова Н.В., Псковская обл., Ярмахов Б.Б., Нижний Новгород)
  • все более привлекательной выглядит в глазах педагогов модель организации и использования в школах компьютеров "1 компьютер : 1 ученик" (Африна Е.И., Москва, Кудрявцев А.В., Санкт-Петербург, Шевцова Л.А., Ярмахов Б., Нижний Новгород)
  • приходит понимание использования более широких возможностей комплексных решений информатизации школ, контентных образовательных информационных комплексов и систем для формирования информационной образовательной среды школы (Бахтина Е.Ю., Москва, Кривоногова О.Ф., пос. Рефтинский, Кудина И.Ю., Москва, Леонова М.А., Псковская обл., Муранов А.А., Москва, Рыженко Т.А., Ставрополь, Яковлева Е.А., Москва, Януш И.М., Ставрополь, Ястребцева Е.Н., Москва),
  • наблюдается формирование системы дистанционных образовательных услуг, предоставляемых не только педагогам, но и учащимся (Малева Г.Г., Москва, Патаракин Е., Нижний Новгород, Ястребцева Е.Н., Москва)
  • начинают внедряться новые сетевые технологии в организацию взаимодействия специалистов образовательных учреждений с родителями (Н.А. Болсуновская, Красноярск, О.Г. Петрова, Псков, Н. Киселева, Мурманская обл.)

Проблемами при этом являются:

  • для участников педагогического процесса, в том числе, преподавателей и студентов педагогических вузов, школьных психологов, библиотекарей, социальных педагогов, родителей учащихся до сего времени не функционирует "режим" постоянного развития, не существует системы систематической дистанционной поддержки разного рода, в том числе, послекурсовой, что является насущной необходимостью (Уваров А.Ю., Калеников А.В., Москва, Болсуновская Н.А., Красноярск, Петрова О., Псков, Еремин А.В., Ярославль, Канянина Т.И., Нижний Новгород)
  • недостаточно разработаны ЦОР для отдельных групп специалистов образовательных учреждений, в частности психологов, социальных педагогов, что приводит к тому, что данные специалисты "выпадают из общего информационного пространства школы" (Н.А. Болсуновская, Красноярск, Н.Киселева, Мурманская обл.)
  • "управление" дистанционными обсуждениями, "организация" и "самоорганизация" в сетевых педагогических сообществах все еще являются непростыми задачами, требующего широкого обсуждения (Кацай И.И., Челябинск, Урсова О.В., Москва)
  • несовершенство программ повышения квалификации педагогов-предметников, школьных библиотекарей, психологов, социальных педагогов и специалистов дополнительного образования, не ориентирующих слушателей на самообразование в освоении новых инструментов, ЦОРов, социальных сервисов, влечет за собой отставание российского образования, снижает качество обучения современных школьников (Коровко А.В., Москва, Еремин А., Ярославль, Каленикова Н., Никуличева Н.В., Москва, Петрова О., Псков, Тевс Д.П., Барнаул, Ястребцева Е.Н., Москва, Болсуновская Н.А., Красноярск)
  • на сегодня не всегда существует свобода выбора школой "своего" пути информатизации, ориентированного на современные тенденции (напр., в Москве), при этом одним из требований, предъявляемых к школе, является разработка "Программы информатизации", которая фактически не подкреплена материальным и организационным обеспечением "сверху". Необходимостью являются разработки качественных окружных или городских программ информатизации, на которые можно было бы ориентироваться школам (Калеников А.В., Уваров А.Ю., Москва)
  • наблюдающийся процесс сопротивления коллективов многих школ внедрению инноваций и применению ИКТ в образовательном процессе во многом существует из-за отсутствия мотивации педагогов, качественной методической поддержки, разработанных критериев оценки эффективности собственно информатизации образовательного процесса, нормативной базы для работы школы в ИКТ-насыщенной среде (Кривоногова О.Ф., пос. Рефтинский, Никуличева Н.В., Уваров А.Ю., Москва)

Состоялись два Круглых стола:

Круглый стол "Моделирование школы будущего" (Ведущий Уваров Александр, Москва), в рамках которого свое мнение высказали Калеников Андрей, Москва, Гиглавый Александр, Москва, Брусницына Галина, Екатеринбург, Болсуновская Надежда, Красноярск, Шилова Ольга, С.-Петербург, Серых Людмила, Самара, Новикова Зинаида, Москва, Водопьян Григорий, С.-Петербург, и др.

Круглый стол "Безопасность детей в Интернете" (Ведущая Урсова Ольга, Псков), в рамках которого были представлены основные разделы Интернет-портала, посвященнного Году Безопасного Интернета www.saferinternet.ru, проводилось обсуждение в группах, где выступили Брусницына Галина, Екатеринбург КМ-школа + Web 2.0: Безопасность и интерактивность современной информационной образовательной среды, Будникова Галина, г. Астрахань Шесть шагов НЭО к безопасности, Короповская Вера, Мурманск Формирование безопасного информационного образовательного пространства, Патаракин Евгений, Нижний Новгород Подростки в Сети: использование мультиагентных сред Scratch, NetLogo, StarLogo TNG для создания игр, моделей и презентаций, Петрова Оксана, Псков Обеспечение безопасного информационного образовательного пространства и др.

Обсуждаемые вопросы на Круглом столе:

  • Нужна ли контентная фильтрация и регламенты школ по безопасной работе в Интернет?
  • Как и чему обучать педагогов по безопасной работе учащихся в Интернет?
  • Каким образом осуществлять техническую поддержку безопасной работы компьютеров, подключенных к сети Интернет?
  • Что такое "полезное" использование ресурсов Интернет подростками?
  • Как создать комфортную и безопасную среду в образовательных учреждениях и семьях для того, чтобы детям не хотелось "сбежать в Интернет"?

Обобщение обсуждений на Круглом столе в группах по решению проблем по данным направлениям, показало необходимость:

  • централизации контентной фильтрации на уровне провайдера.
  • включения в курс ОБЖ школьной программы тем, связанных с основами безопасного поведения в Интернете.
  • максимального вовлечения школьников в позитивные сетевые мероприятия (проекты, акции, конкурсы, марафоны и т.п.)
  • проведения серии обучающих семинаров по данной теме для родителей.
  • пересмотра программ повышения квалификации по ИКТ для педагогов с целью более подробного и конструктивного обучения по вопросам безопасной работы в Интернете.
  • инициирования и проведения совместных образовательных сетевых мероприятий (учащиеся, родители, педагоги).

При обсуждении основной акцент был сделан на необходимость именно позитивных мероприятий в противовес запрещающим мерам.

Проведены встречи организаторов и тьюторов программы Intel "Обучение для будущего" по анализу хода работы программы, обмену новыми идеями, планам и перспективам ее развития (организатор Пирог Татьяна)

Проведено заседание организаторов и сетевых консультантов сетевого сообщества "СоцОбраз" по вопросам развития проекта, проведению очных семинаров и дистанционных тренингов (организатор Петрова Оксана).

Проведено заседание представителей сетевых педагогических сообществ - Intel, Openclass, СоцОбраз, КМ-wiki, Региональные вики, Сообщества блоггеров (Россия, Эстония, Украина), ITN (Сеть творческих учителей), Лига образования, Школьный сектор.

Повод: В 2009 году исполнилось 10 лет, как в рамках заседания секции "Школьного сектора" конференции РЕЛАРН родилась идея проведения @вгустовского Интернет-педсовета. Среди участников секции в 1999 году работали Африна Е., Быховский Я., Калеников А., Патаракин Е., Серых Л., др.

Цель: Организация участия сетевых сообществ в проведении августовских юбилейных мероприятий для привлечения внимания педагогической общественности к необходимости консолидации усилий в продвижении новых идей и технологий в образовательных процесс школ.

Результат: Принято решение организовать и провести @вгустовский педсовет с единой "точкой сбора" на ВИПе (@вгустовский интернет-педсовет).

Ориентировочные даты проведения: 24-31 августа с.г., каждое сообщество проводит свои мероприятия в один выбранный из указанных дат день, напр.: 24 авг. (пнд.) - ITN 25 авг. (вт.) - Intel 26 авг. (ср.) - КМ-wikI 27 авг. (чтв.) - Openclass 28 авг. (птн.) - СоцОбраз 29 авг. (суб.) - Сообщество блоггеров от образования 30 авг. (вск.) - Лига образования 31 авг. (пнд.) - Региональные Wiki

Формы проведения на сайтах (в вики, блогах и пр.) сообществ: Портреты-визуализации сообществ - вернисаж "Облако тэгов" (или лента времени), альбомы класса в пикассе, скайп-конференции, сетевые флэш-мобы (микроблоггинги, с подключением возможностей FrendFeed), интернет-конференцим, конкурсы одного дня (формат видеоисторий), "будка" гласности...

Что размещается на ВИПе: высветится авторство презентации сообществ с программами своих дней, события каждого сообщества аннотируются и даются рекомендации по освоению той или иной используемой в мероприятии технологии, "будка" гласности - обсуждения, проблемные вопросы, анализ итогов работы Дня сообщества.

Предлагаемые темы для акций и мероприятий (список может быть скорректирован и расширен): Компьютерная/сетевая безопасность детей, Сотрудничество семьи и школы в Интернете, Продуктивное взаимодействие педагогов-предметников в Интернете, Консолидация образовательных сообществ - путь к государственно-общественному управлению

Рекомендации секции 5 "Реализация образовательных программ и проектов, связанных с различными аспектами информатизации":

  • Федеральным и региональным органам управления образованием в ежегодном государственном финансировании на нужды образования необходимо учитывать статью расходов на систематическую дистанционную поддержку не только педагогов-предметников, преподавателей и студентов педагогических вузов, но и школьных психологов, библиотекарей, социальных педагогов, родителей учащихся.
  • Российской академии образования, региональным педагогическим вузам и институтам повышения квалификации работников образования разработать критерии оценки эффективности собственно информатизации образовательного процесса, нормативную базу для работы школы в ИКТ-насыщенной среде, включить в курс ОБЖ школьной программы тем, связанных с основами безопасного поведения в Интернете.
  • Институтам повышения квалификации работников образования систематически корректировать и совершенствовать программы для педагогов-предметников, школьных библиотекарей, психологов, социальных педагогов и специалистов дополнительного образования в плане введения в них освоения новейших Интернет-технологий - сервисов и инструментов (Веб 2.0) и электронных ресурсов (ЭОРов, ЦОРов).
  • Институтам повышения квалификации работников образования следует пересмотреть программы повышения квалификации по ИКТ для педагогов с целью более подробного и конструктивного обучения по вопросам безопасной работы в Интернете, разработать и проводить обучающие семинары для родителей по теме безопасности школьников в интернете.
  • Компаниям-разработчикам электронного мультимедийного контента больше ориентироваться на потребности отдельных групп специалистов образовательных учреждений, в частности психологов и социальных педагогов в специализированных ресурсах
  • Сетевым педагогическим сообществам проводить совместные акции и мероприятия для продуктивного взаимодействия всех групп участников педагогического процесса в Интернете, в том числе, максимально вовлекая школьников в позитивные сетевые мероприятия (проекты, акции, конкурсы, марафоны и т.п.) с родителями и педагогами по вопросам безопасности в Интернете.
  • Региональным департаментам образования обратить особое внимание на качество разработки окружных программ информатизации, на которые можно было бы ориентироваться школам.

Основные выводы и рекомендации секции 5, действующей в рамках XVI конференции Ассоциации РЕЛАРН "RELARN-2009" будут направлены в ряд организаций для принятия соответствующих решений:

  • в оргкомитет Ассоциации РЕЛАРН
  • в Министерство образования и науки РФ
  • в региональные управления образования
  • в РАО
  • в Лигу образования
  • в оргкомитет Виртуального августовского педсовета