RELARN-2008. Тезисы доклада

Организационно-культурные и мотивационные барьеры внедрения информационных технологий в образовательных учреждениях

Л.Н.Захарова, Л.Н.Шилова, Б.Б.Ярмахов

Нижегородский государственный университет имени Н.И, Лобачевского
Нижегородский институт развития образования
shinila@yandex.ru

Нынешнее общество часто называют информационным, а основным его ресурсом выступают информация и знания. Отсюда можно предположить, что многие инновационные процессы в образовании связаны с информационными технологиями. Инновации в образовании имеют достаточно много составляющих, связанных не только с изменениями материально-технического оснащения школы, организационной культурой администраторов, но и готовностью учителя к работе с новыми технологиями. Инновация - это реализация новой продукции, нового технологического процесса. Работать, постоянно изменяясь, это вопрос качества и количества производимых затрат всего коллектива организации. В связи с этим весьма актуальной задачей для исследователей принятия и приживаемости инноваций в организациях является выявление барьеров инновационных процессов, в том числе барьеров психологических. В образовательном учреждении можно наблюдать типичную для внедрения инноваций картину: персонал проходит обучение, закупается оборудование, разрабатываются программы развития. Каждое второе образовательное учреждение Нижегородской области, связывают инновационное развитие школы с информационными технологиями, созданием электронной среды обучения. Но процесс внедрения ИКТ идет исключительно медленно. Приняв в качестве объекта направления инновационной деятельности, внедрение в практику современной школы, учителя информационных и Интернет технологий, на базе Нижегородского института развития образования сотрудниками кафедры психологии управления ФСН ННГУ, кафедры информационных технологий и дистанционного обучения НИРО проведено исследование.

Цель исследования - выявление психологических барьеров внедрения и приживаемости инноваций в области ИКТ технологий в системе образования. Испытуемыми явились две группы педагогов по 30 человек каждая, стаж работы которых составил 10-20 лет. Группы сформированы на основе экспертной оценки, проведенной специалистами НИРО из числа педагогов, успешно прошедших повышение квалификации в области применения информационных технологий. Состав первой группы (контрольная группа), практически не внедряют ИКТ в практику своей профессиональной деятельности. Вторая группа - педагоги, активные сторонники использования информационных технологий, лидеры данного направления инновационных изменений (группа "активаторов").

В основу исследования легли два предположения. Первое - основывается на результатах изучения организационной культуры как социально-психологического контекста проявления и формирования деловых качеств персонала [3]. В соответствии с этим предположением педагоги, по-разному относящиеся к инновациям, трудятся в организационных культурах разных типов. В настоящее время изучение культуры того организационного контекста, в котором происходят социализация и трудовая деятельность персонала, является одним из весьма конструктивных подходов к анализу проблемы формирования деловых качеств, в том числе принятия инноваций и готовности к изменениям. Организационная культура - это система ценностей, идей, обычаев, распространенных в организации, которые, взаимодействуя с формальной структурой, формируют нормы поведения, деловые качества людей. В соответствии с первым предположением, одна группа испытуемых находится в условиях реальной психологической поддержки инновационной деятельности, другие такой поддержки не испытывают либо даже не ощущают потребности в такой деятельности. Второе предположение связано с ролью индивидуальной мотивации работника. Возможно, педагоги двух групп имеют существенные различия в мотивации, проявляющейся в разном отношении к инновационной деятельности. Весьма вероятным представляется и совместное действие обеих факторов. Таким образом, исследование направлено на выявление действия барьеров двух типов: организационно-культурных, связанных с ценностями, требованиями и отношениями, превалирующими в организации, и мотивационными, относящимися к индивидуальности испытуемых. Эти предположения определили выбор методов исследования.

Методы исследования

Метод экспертной оценки, реализован специалистами НИРО, в результате сформированы две группы испытуемых;

Адаптированный опросник В.С.Собкина - Д.В.Адамчука, позволяющий выявить характеристики педагога как пользователя ИКТ [6];

Метод организационной диагностики ОК К.Камерона и Р.Куинна [4], адаптированный к задаче диагностики ОК образовательного учреждения ( Л.Н.Захарова) [7];

Психодиагностический метод (диагностика структуры мотивации по В.Э.Мильману [5]).

Результаты исследования.

I. Сравнительная характеристика групп испытуемых по уровню вовлеченности в использование информационных технологий

Испытуемые двух групп, в первую очередь, различаются по частоте использования ИКТ в профессиональной деятельности (табл.1). По данным анкетирования как "достаточно частое" использование ИКТ в учебной практике оценили лишь 22,2% нижегородских учителей контрольной группы, при этом следует отметить, что для подавляющего большинства (77,8%) компьютер - средство распечатки учебных материалов. В группе нижегородских активаторов 72% испытуемых регулярно используют ИКТ в учебном процессе. Наряду с традиционными способами использования ИКТ довольно большая педагогов- 76 и 64% используют их в качестве обучающих и контролирующих программ, 24% используют специальную электронную среду дистанционного обучения, 48% пользуются различными сетевыми сервисами.

Использование ИКТ учителями

Табл.1.

Использование ИКТ

Российские учителя

КГ

Активаторы

Распечатка текстов на принтере

88,8

77,8

88

Распечатка иллюстративного материала

44,5

40,7

64

Использование презентаций

54,9

51,8

76

Использование обучающих программ

30

22,2

76

Использование контролирующих программ

10,8

22,2

64

Системы дистанционного обучения

0

24

Сетевые сервисы

0

48

Другие компьтерные продукты

0

20

Использование в работе локальной сети

18.5

60

Использование в работе Интернета

26

68

Ежедневное использование Интернета

30

64

Заслуживает внимания и вопрос о том, в каких областях учебного процесса учителя видят основные эффекты от использования компьютеров. Здесь нижегородские учителя контрольной выборки солидарны с российскими учителями - по мнению и тех и других (74% и 7,5% соответственно) ведущее значение ИКТ в учебном процессе принадлежит увеличению наглядности. Иной точки зрения придерживаются нижегородские учителя активаторы. Все они (100%) считают, что использование ИКТ способствует усвоению учебного материала, а наглядности они отводят лишь второе место, следом идет повышение познавательного интереса учащихся.

Наиболее отчетливо различия между контрольной группой и группой активаторов проявляется в возможностях для сетевой деятельности. Возможность использовать в работе локальную сеть, электронную среду обучения у активаторов более, чем в три раза выше, чем учителей контрольной группы (60 и 18,5%), а возможность пользоваться выделенным каналом Интернет превышает данный показатель у контрольной группы больше, чем в два с половиной раза (68 и 26%). Доля нижегородских учителей, ежедневно использующих Интернет составляет 30% , а доля активаторов составляет 64%. Данная тенденция позволяет сделать вывод о том, что важной составляющей профессионального портрета учителя активатора является его "коннективность", или сетевая культура - стремление использовать ИКТ, как инструмент взаимодействия и коллективной творческой работы (в режимах учитель - ученик, учитель - учитель).

Проведенное исследование позволило охарактеризовать и целевые ориентиры, которые определяют содержательные особенности использования ИКТ учителем. Полученные данные, позволяющие делать выводы о приоритетах целей в структуре использования ИКТ, представлены в табл2.

Целевые приоритеты в использовании ИКТ

(данные в процентах к количеству испытуемых в группах)

Табл.2.

Цели использования ИКТ

Российские

КГ

Активаторы

Подготовиться к урокам

78,4

51,9

66,7

Повышать культурный уровень

62,9

66,7

72,7

Использовать ИКТ на уроке

40,5

48,1

51,5

Реализовать творческие способности

38,9

29,6

51,5

Изучать различные программы

37,2

40,7

48,5

Вести журнал и др. документацию

33,8

44,4

33,3

Слушать музыку, смотреть кино

26

3,7

6,1

Играть в комп. игры

14,8

7,4

3,0

Уйти от реальных проблем

3,1

0

0

Убить время

2,9

0

0

Зарабатывать деньги

4,7

7,4

12,1

Компьютером не пользуюсь

1,1

17,4

0

Для российских учителей в целом характерно более профессиональное отношение к компьютеру, как к средству подготовки к уроку (78,4 против 51,8 у нижегородских учителей). Нижегородские учителя контрольной группы в меньшей степени, чем российские учителя в целом, склонны относиться к компьютеру как к средству досуга - 3,7% нижегородских педагогов по сравнению с 26% у российских учителей склонны рассматривать его в качестве средства для прослушивания музыки и просмотра кинофильмов. В группе учителей-активаторов наблюдаются максимально высокие во всей выборке показатели по применению компьютера в качестве средства повышения культурного уровня, реализации творческих способностей, использования ИКТ на уроке и изучения различных программ. Следует отметить, что представители группы-активаторов, в большей степени, чем другие учителя, склонны рассматривать ИКТ как средство заработать дополнительные, по отношению к основному заработку, средства.

Мотивационные основания различий в использовании ИКТ педагогами

Мотивационные различия между группами испытуемых проявляются в основном в мотивационных приоритетах. В табл.6 представлены данные об относительной значимости отдельных мотивов для испытуемых обеих групп. Для группы активаторов характерно доминирование мотивации творческой самореализации практически в 40% случаев и в 26,1% абсолютно преобладают мотивы социальной полезности деятельности. Мотивы творческой самореализации абсолютно преобладают в контрольных группах только у 10% испытуемых, а вторым по значимости является мотив возможности развития большой активности. Активность характерна и для значительной части активаторов.

Мотивационные приоритеты испытуемых

Табл.6

Место/ Мотивы

1

2

3

4

КГ

Активаторы

КГ

Активаторы

КГ

Активаторы

КГ

Активаторы

Ж

3.4

4.3

-

4.3

10.3

8.6

-

21.7

К

3.4

-

-

4.3

-

4.3

3.4

8.6

О

6.9

-

10.3

4.3

13.8

13

13.8

4.3

СС

3.4

8.6

6.9

4.3

-

-

24.1

13

ОА

24.1

17.4

6.9

17.4

24.1

34.8

3.4

13

ТА

10.3

39.1

34.5

30.4

13.8

21.7

3.4

-

СП

34.5

26.1

24.1

30.4

20.7

13

6.5

17.4

В таблицах 6 и 7: Ж - мотивы жизнеобеспечения; К - мотивы комфортных условий труда и жизни; О - мотивы общения; СС - мотивы социального статуса; ОА - уровень общей активности; ТА- мотивы творчества; СП- мотивы социальной полезности.

Данные табл. 7 позволяют уточнить различия за счет общего присутствия того или иного вида мотивации в мотивационной организации личности испытуемых. Существенно выражен мотив жизнеобеспечения в группе активаторов по сравнении с контрольной группой, что согласуется с данными социологической части исследования, свидетельствующими о большей заинтересованности активаторов в использовании компьютера, как средства заработать дополнительные деньги. Меньшая часть активаторов заинтересована в общении и социальном статусе. Эти мотивы более характерны для педагогов контрольной группы. Таким образом, значительное число педагогов-активаторов имеют мотивационные приоритеты в виде творческой самореализации и активной деятельности для достижения хорошего материального положения в социально полезной деятельности, в то время как большая часть педагогов контрольной группы направляют свою активность на достижение социально полезных результатов, выстраивание отношений и достижение статусного положения.

Сравнительные данные о значимости основных мотивов для испытуемых

Табл.7

Группы

Мотивы

Ж

К

О

СС

ОА

ТА

СП

КГ

16

8

52

40

68

72

100

Активаторы

34.8

13

21.8

26.1

82.6

91.3

87

W - критерий

*

 

**

*

*

*

-

Безусловно, это только некоторые тенденции, характеризующие группы испытуемых. Группы исследуемых педагогов не вполне гомогенны. Внимания заслуживают и некоторые подгруппы внутри этих групп. В первую очередь это относится к подгруппе КГ, получившей условное название "Резистентная". В нее вошли педагоги практически неориентированные на использование ИКТ в профессиональной деятельности. В мотивации на значимых позициях у испытуемых всех групп выявлены мотивы общения, хороших межличностных отношений и высокого социального статуса, а мотив творческой самореализации либо отсутствует вообще (у 50%), либо занимает одно из последних мест в общей мотивационной иерархии.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

Возраст и стаж работы не оказывает определяющего влияния на формирование у специалиста активаторской позиции по отношению к инновациям в области информационных компьютерных технологий. "Ядро" группы активаторов, так же как и контрольной группы составляют специалисты со стажем 10-20 лет.

Представители группы активаторов в своих организациях часто выполняют функции экспертов, способных дать руководству содержательные рекомендации в сфере идущих инновационных процессов. Фактический уровень компетентности активаторов в области внедряемых инноваций выше, чем тот, который они себе приписывают. 55,6% из них демонстрируют знания и навыки самого высокого уровня.

Формирование активаторской позиции связано с формированием специфических профессиональных компетенций в области вводимых инноваций. Индивидуальными детерминантами формирования такой позиции является мотивация творческой самореализации, достижения хорошего качества жизни в социально-полезной деятельности.


Литература

Гершман М. Управление идеями в компании: концептуальные модели / Проблемы теории и практики управления. 2007, N 4. С.89-99.

Захарова Л.Н. Психологические стереотипы в управлении как барьеры социально-экономического развития России: пути воспроизведения и преодоления // Общественная мысль / Под. Ред.А.Владиславлева, В.Никонова. М.: Форум 2007. С. 118-131.

Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. С-Пб.: Питер. 2001. 311с.

Собкин В.С. Адамчук Д.В. Отношение участников образовательного процесса к информационно-коммуникационным технологиям. Москва 2006. //window.edu.ru/window_catalog/redir?id=37580&file=sobkin.pdf -

Fast-Growth Companies Make Innovation a Way of Life / Trendsetter Barometer PricewaterhouseCoopers, 2005. Источник: http: // www.barometersurveys.com.