RELARN-2008. Тезисы доклада

Проведение сетевых проектов с использованием Веб 2.0

Орлова Е.С.

МОУ СОШ 57
orlovaes@gmail.com

Из опыта своей работы могу сказать, что Вики-вики - идеальная среда для проведения сетевых проектов, потому что в ней:

- несложен интерфейс для размещения материала по исследованию в Сети
- удобное представление графического материала
- существует возможность общения между участниками проекта внутри данной среды
- в результате обязательно найдутся "точки пересечения" детских исследований.

Это и статьи по родственным объектам, и знаменитые личности, оставившие о себе память в различных местах пребывания, исторические события, годы и т.д.

- удобно отслеживать работу участников координатором проекта с помощью списка наблюдения, при необходимости вносить коррективы.
- легко восстановить предыдущий вид страниц.
- возможно создавать страницы-шаблоны для дальнейшего использования участниками проекта.
- можно создавать фотогалереи, создавать ссылки и размещать карты с помощью ГИС.

Рассмотрим это на примере межрегионального сетевого проекта "Улицы города рассказывают...".

Идея проекта состоит в создании виртуального справочника по улицам наших городов силами ребят.

Проект проводится дистанционно, преимущественно с использованием Web 2.0 сервисов. Для работы достаточно иметь компьютер и выход в Интернет.

В проекте участвовало почти полторы сотни школьников и педагогов из четырех регионов России. Таким образом, получилось, что проект включает в себя несколько мини-проектов по географической принадлежности участников

Результаты проекта размещены в среде региональной иркутской Вики http://wiki.irkutsk.ru/ . Каждый участник создавал свои вики-статьи по теме проекта и выполнял ряд заданий, запланированных организаторами проекта.

Для удобства Положение о проекте выставлено в Сети на сервисе Скрибд, чтобы каждый желающий мог его просмотреть или распечатать для себя.

В проекте необходимо каждому участнику провести исследование по улице города, ответив на проблемные вопросы.

Результаты своей работы надо выставить в среде Вики, оформить фотогалерею (средствами среды) по значимым местам улицы. При необходимости создать дополнительные странички, которые являются внутренними ссылками (или сделать внешние ссылки) по личностям, историческим событиям, значимым объектам.

Кроме вики-статьи отчет по исследованию оформляется и в традиционной форме (презентация, веб-странички, фото- или видеорепортаж), который с помощью социальных сервисов размещается в Сети.

Каждому участнику надо найти связи (точки пересечения) с другими объектами проекта: улицами, личностями, событиями, городами и т.д.

На главной странице проекта имеются ссылки на ключевые моменты проекта: участники, улицы, этапы проекта, материалы проекта.

Помимо этого существует "Текущий момент" - рубрика-напоминание, которая постоянно обновляется и подсказывает над чем сейчас должна идти работа.

Здесь же работает Открытая трибуна - рубрика-"скорая помощь", здесь можно задать любые вопросы организаторам проекта и получить на них ответы.

Для поощрения участников проекта используется звание "Лидер", которое присваивается тем участникам, которые вовремя выполнили задания проекта. Звание размещается на странице Участники, чем очень стимулирует отстающих догнать "передовиков".

Координатор проекта отслеживает продвижение по проекту с помощью "Списка наблюдения", в который включает все страницы проекта.

Кроме Вики-среды ребята активно работали с Google -сервисами:

  • http://maps.google.com - (гугл мэпс) Карты гугл
  • http://wikimapia.org - (викимапия) Карты гугл + ВикиВики
  • http://earth.google.com - (гугл ерс) Объемная модель Земли гугл

На карте гугл наглядно можно показать все регионы, участвующие в проекте, отметив их специальными метками. Их географическое местоположение и маршруты между ними.

http://wiki.irkutsk.ru/index.php/Участники_сетевого_проекта_%22Улицы_города_рассказывают...%22

Ребятам предлагалось выйти по ссылке http://wikimapia.org - карты гугл + ВикиВики.

Далее на карте-гугл найти свою школу, отметить это место, добавить фотографию школы и в своей визитке, где указано место учебы, поставить внешнюю ссылку на карту с личной странички участника.

Следующим этапом участники проекта разместили свои фотографии на фотосервисе Панорамио (http://panoramio.ru). Панорамио - фотосервис с возможностью привязки к цифровым картам.

Применяется для размещения фотографий объектов на виртуальной карте. Совмещает возможность хранения фотографий и привязки их к определенной точке местности, а также возможность осуществлять поиск географических объектов с использованием сервиса Гугл Мэп.

Когда основная работа по Вики-статье выполнена и создана фотогалерея интересных мест улицы, участникам предлагается разместить фотографии в Панорамио, пометив их определенным тегом. Другим пользователям легче найти Ваши фотографии, когда Вы помечаете их тэгами.

Пометив свои фотографии тегом proj_streets, участники проекта получают возможность одновременно увидеть миниатюры практически всех фотографии проекта с привязкой к местам расположения объектов. Таким образом, мы создаём общую картину по улицам регионов, участвующих в проекте. Например, отметив фотографию в галерее, мы увидим название объекта и его местоположение на карте.
http://www.panoramio.com/map/#lt=52.284752&ln=104.310551&z=4&k=2&a=1&tab=1
http://www.panoramio.com/map/#lt=52.284752&ln=104.310551&z=4&k=2&a=1&tab=2

Так можно познакомиться с работами других участников, оставить комментарии к наиболее понравившимся.

Итак, с помощью Гугл-сервисов все участники проекта смогли увидеть

  • географическое расположение регионов проекта
  • образовательные учреждения-участники проекта и их место нахождения
  • фотографии достопримечательностей, их названия и где они находятся

Кроме геоинформационных систем (ГИС) Гугл предлагает и другие сервисы, использование которых удобно при проведении сетевых проектов. Это и почтовые ящики Gmail, и чат, и блоги, и, конечно, Гугл-календарь.

Гугл-календарь - позволяет отслеживать этапы проведения проекта, визуально показывает параллельность некоторых этапов.

Для того, чтобы привлечь внимание ребят к статьям других участников проекта на заключительном этапе проводится викторина, которая содержит вопросы по статьям проекта и фотовопросы по объектам проекта.

По окончании проекта проводилась рефлексия с помощью блога и скайп-конференция с участниками из регионов, участвующих в проекте.