RELARN-2008. Тезисы доклада

Из опыта организации и проведения образовательного проекта с использованием социальных сетевых сервисов

Высоцкий А.А.

ГОУ ДПО "Саратовский ИПКиПРО"
andrvys@gmail.com

В современном мире очевидна необходимость формирования у детей новых навыков и умений ("навыков 21 века"), которые в значительной мере отличаются от того, что делало успешным человека в веке 20-ом. Современная информационная среда предъявляет к людям новые требования, качественно отличные от тех, которые предъявлялись пару десятилетий назад.

Успешная социализация подростка в информационном обществе подразумевает не столько умение работать на компьютере, сколько умение организовать с помощью информационных технологий свою работу, продуктивное взаимодействие в группе; использовать разнообразные источники информации для перепроверки, уточнения и определения достоверности различных сведений.

Одним из важнейших навыков 21 века является критическое мышление, подразумевающее способность к анализу и оценке полученных данных. Это ключевой навык для формирования идеологии социально активного гражданина, знающего историю страны, и принимающего на себя ответственность за то, что происходит с ним лично, с его семьей, его страной.

Технологической средой, позволяющей организовать активное взаимодействие и сотрудничество, и созданной именно для этого, являются социальные сервисы. Именно поэтому они могут быть использованы педагогами и психологами как среда для отработки важных социальных навыков.

В то же время информационные технологии вообще и социальные сервисы в том числе не способны автоматически обеспечить достижение заявленных педагогических целей. Определяющим является методика организации проекта, содержание заданий и их идейная составляющая, направленная на формирование значимых для общества убеждений и ценностей. Особенно важно,чтобы педагог делал это не интуитивно ,а осознанно подбирая необходимые для этого инструменты и средства.

В качестве примера можно привести проект Вики-марафон Великая Победа.
http://letopisi.ru/index.php/Вики-марафон_Великая_Победа

Основными целями этого проекта было привлечь внимание школьников к истории уже далекой для них войны.

Первое задание было провести с помощью блога опрос сверстников на тему "Как Великая Отечественная война связана с судьбами членов моей семьи? Что наше поколение думает о Победе?" Цель: формирование умения предъявлять и аргументировать свою позицию, проверка понимания ребятами значимости событий минувшей войны, акцентирование внимания на том, что судьбы отдельной семьи напрямую связаны с историей страны.

Второй этап проекта был посвящен созданию статьи о земляке-участнике Великой Отечественной войны. Кроме формирования навыков работы в вики-среде, этот этап должен был привлечь внимание школьников к истории их малой родины.

Третий этап проекта направлен на развитие навыков критического чтения исторических текстов. Умение аналитически оценивать информацию, подтверждать или опровергать истинность данных из Интернет, используя другие источники - очень важное умение. На этом этапе команды должны были проанализировать тексты, описывающие реальные исторические события 1941-1945 гг. Цель команды - найти все имеющиеся в тексте ошибки и неточности и указать источники, которые могут подтвердить достоверность приведенных сведений.

Таким образом, проекты с использованием социальных сетевых сервисов являются не только инструментом формирования навыков работы с информационными технологиями. При соответствующем психолого-педагогическом обеспечении они могут стать средой социализации и воспитания.