RELARN-2008. Тезисы доклада

Модель дистанционных курсов повышения квалификации педагогов

Никуличева Н.В.

Федеральный институт развития образования
nikulicheva@mail.ru

Учебный центр Федерального института развития образования, созданный при Министерстве образования и науки Российской Федерации, проводит курсы повышения квалификации по 61 теме для руководящих и педагогических работников учреждений всех уровней образования (дошкольного, общего, НПО, СПО, ВПО). Ежемесячно в УЦ ФИРО проходит обучение около 130 человек со всех регионов России.

В связи с тем, что география проживания педагогов, желающих повысить квалификацию в УЦ ФИРО, широка (от Калининграда до Камчатки), слушателями очень востребована дистанционная форма обучения.

Развитие дистанционного обучения (ДО) в УЦ ФИРО идёт по следующим направлениям:

  • Дистанционные курсы повышения квалификации в УЦ ФИРО.
  • Участие в работе сетевых педагогических сообществ.
  • Дистанционное обучение и международные проекты.

О двух направлениях работы - дистанционных курсах и работе в сетевых педагогических сообществах - представлены доклады в 4 и 6 секции данной конференции Реларн-2008.

Этапы организации дистанционного обучения в УЦ ФИРО (с декабря 2006 по декабрь 2007):

1. разработка стратегии внедрения ДО в образовательный процесс;
2. создание межфакультетской проектной группы по организации ДО в УЦ ФИРО;
3. разработка документации процесса ДО: план работы, инструкции для авторов дистанционных курсов, экономическая схема ДО, технология организации документооборота для дистанционных курсов (информационные письма, рассылка рекламы, запись на курсы, обмен договорами) и др.;
4. организация индивидуальных консультаций по методическим вопросам с авторами дистанционных курсов;
5. разработка дистанционных курсов по темам:

  • Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении (72 часа);
  • Совершенствование тестовых технологий контроля качества подготовки специалистов (72 часа);
  • Инновационная деятельность методической службы образовательного учреждения (72 часа);

6. методическая поддержка развития дистанционного обучения в УЦ ФИРО (участие в конференциях и семинарах): "Информационные технологии в образовании" ("ИТО-2006"); "Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (ЕDQ-2006)"; "RELARN-2006, 2007"; методологические семинары лаборатории дистанционного обучения ИСМО РАО - Полат Е.С., Татариновой М.А.; ONLINE EDUCA MOSCOW 2007; Международная выставка-форум "Образование без границ"-2007; Международная ежегодная конференция-выставка "Применение новых технологий в образовании" Байтик-2006, 2007 и др.;
7. участие в работе виртуального педагогического сообщества "Интернет-государство учителей" www.intergu.ru;
8. сотрудничество с фирмами-производителями для решения проблем технического аспекта оснащения процесса ДО:

  • IТ-компания "Квазар-Микро" http://www.kvazar-micro.com;
  • ООО "ТДС-Прометейн-М" http://www.tds-prometey.ru;

9. проведение дистанционных курсов повышения квалификации в объёме 72 часа в течение 3 месяцев (1-й поток - октябрь-декабрь 2007, 2-ой поток - февраль-апрель 2008).

Тематический план курса "Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении" можно найти по ссылке: http://nikulicheva.narod.ru/do_plan.htm. Отзывы слушателей, обучившихся на курсе, можно почитать по ссылке: http://nikulicheva.narod.ru/reflexs.htm.

С точки зрения организации учебного процесса (согласно классификации моделей ДО доктора пед. наук, профессора Полат Е.С.) модель ДО в УЦ ФИРО можно охарактеризовать как "Открытое образование + класс". Для этой модели характерно использование материалов курса (даются ссылки на учебники, видео, CD), предоставление возможности слушателю работать в индивидуальном темпе, используя по мере необходимости интерактивные технологии для консультации с дистанционным учителем и групповой работы с другими слушателями.

С точки зрения методического создания и проведения курса (тоже согласно классификации моделей ДО доктора пед. наук, профессора Полат Е.С.) это модель Сетевого обучения (информационно-образовательная среда). Более наглядно её можно представить в виде схемы:


В модели присутствуют 5 блоков (выделены разными цветами):

1. Содержание курса (лекции, инструкции, источники).
2. Контроль.
3. Организационный блок (знакомство, документация, объявления).
4. Средства коммуникаций (индивидуально обучение и групповое).
5. Общение дистанционного учителя и слушателя (рефлексия).

Блоки 1 и 2 представляют собою методическую работу до проведения курса (подготовку), блоки 3 и 4 - проведение курса, и блок 5 - фиксирование результатов.

Проблемы внедрения ДО в УЦ ФИРО:

1. экономическая схема оплаты авторам курса и дистанционным учителям;
2. подготовка новых авторов дистанционных курсов и дистанционных учителей;
3. приобретение лицензионного ПО на ПК;
4. отсутствие рабочего времени на проведение дистанционных курсов на работе (большая загруженность текущей очной работой);
5. признание авторства дистанционного курсов (экспертиза, заключение лицензионных договоров).

Пути решения проблем:

  • подготовка Предложений в совет по дистанционным образовательным технологиям при ФГУ ФИРО по повышению эффективности работы учреждений довузовского (начального и среднего) профессионального образования по дистанционным образовательным технологиям;
  • утверждение на уровне администрации учреждения нормативных документов обеспечения процесса ДО (экономическая схема оплаты, учёт труда, требования к созданию дист. курсов и т.д.);
  • организация учебных семинаров для дистанционных учителей и авторов курсов;
  • привлечение фирм-партнёров для решения финансовых проблем на основе взаимовыгодного сотрудничества.

Но самое простое и верное решение проблем в организации ДО будет тогда, когда дистанционная форма будет прописана в "Законе об Образовании". Поскольку в нашей стране, согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г. N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий", дистанционное обучение является некоей "технологией" (педагогической технологией, т.е. методом обучения, или информационной технологией, т.е. средством обучения?), централизованно не предусматривается подготовка педагогических кадров соответствующей квалификации, нет программ для педагогических вузов, системы повышения квалификации педагогических кадров, нет единых требований для разработки электронных учебников, дистанционных курсов, нет экономической схемы учёта и оплаты работы дистанционного учителя.

Хочется верить, что законодательство в области дистанционного обучения будет изменено, и в ближайшие годы мы получим действительно качественные дистанционные курсы и квалифицированных дистанционных учителей.