RELARN-2008. Тезисы доклада

Роль компьютерных презентаций в преподавании аспирантского курса "истории и философии науки". Опыт проведения семинаров по истории науки1

Г.В. Горохова
Зав. Отделом аспирантуры Института философии РАН
galina-gorokhova@yandex.ru

В.Г. Горохов
В.н.с. Института философии РАН, профессор кафедры социологии и культурологи МГТУ им. Н.Э. Баумана
vitally.gorokhov@mail.ru

В современных условиях изменяющихся социальных приоритетов науки и техники важно готовить не только узких специалистов, способных решать конкретные научные и инженерные задачи, но и иметь широкий взгляд на свою специальность и ее место в общественной структуре. Следует, однако, подчеркнуть, что преподавание философии и истории науки и техники должно вестись по-разному для представителей социально-гуманитарных и естественных наук и различных групп инженеров и техников. Однако независимо от специализации можно выделить следующие методологические принципы построения программы "Наука - техника - общество". Такого рода программа обязательно должна включать в себя исторический аспект, а именно изучение истории развития науки и техники с философской точки зрения. При этом преподавание истории науки и техники должно вестись не догматически, а с развитием рефлексивной способности учащихся с позиций различных интерпретаций этой истории, выработанных современной философией науки и техники. Причем эти различные представления историко-научных и историко-технических фактов необходимо иллюстрировать на конкретно научном материале близких данной группе учащихся научных и технических дисциплин, т.е. на частных примерах, которые, однако, предстают репрезентантами общих моделей развития науки и техники.

Собственно говоря, именно такого рода исследование истории науки и техники на конкретных примерах (Case Studies, Fallstudien) было провозглашено философами науки в середине двадцатого столетия. Образцы такого исследования мы находим, прежде всего в работах Имре Лакатоса, проводившего рациональную реконструкцию истории научно-исследовательских программ (на материале истории математики), и Александра Койре, мастерски осуществившего в своих работах историко-критический анализ генезиса концептуальных структур науки на материале научной революции 17 века. Томас Кун в своей первой (менее известной российскому читателю) работе "Коперниканская революция. Планетарная астрономия в развитии западной мысли" также демонстрирует такого рода исследование, впрочем, с большим упором на социальные аспекты развития науки. С. Тулмин блестяще реализует развитую им модель эволюционного представления истории науки на конкретном историко-научном материале в книгах "Материя и жизнь" и "Модели космоса" и "Открытие времени"2.

Развитию такой рефлексивной способности могут служить устные и письменные рефераты и коллоквиумы, подготавливаемые самими студентами и аспирантами и комментируемые преподавателем. Эти рефераты должны затрагивать как "внешнюю историю", так и "внутреннюю историю" отдельных научных и технических дисциплин, тематически близких к специализации обучаемого. Как показывает практика проведения такого рода семинаров с аспирантами различных специальностей в Объединенном центре ядерных исследований, университете Дубна, Институте философии РАН и институте Радиоэлектроники РАН важную роль играют здесь компьютерные презентации, которые дисциплинируют мышление, позволяют систематизировать и представить в наглядной форме материал различных в том числе междисциплинарных исследований и научают репрезентировать сложные научные и технические проблемы также и неспециалистам в данной конкретной области, что в условиях современного этапа развития науки является важной составляющей public relation научных и технических проектов. В сообщении предполагается привести ряд конкретных примеров такого рода успешных аспирантских презентаций.


1 Доклад подготовлен в рамках проекта РФФИ "Изменение парадигмы научно-технического развития в условиях становления глобального информационного общества" N 06-06-80418 а

2 См.: Лакатос И. Доказательства и опровержения. М.: Наука, 1967; Koyre А. Galilei. Die Anfange der neuzeitlichen Wissenschaft. Berlin: Verlag Klaus Wagenbach, 1988; Koyre А. Newtonian Studies. Chicago: The University of Chicago Press, 1968; Kuhn T. The Copernican Revolution. Planetary Astronomy in the Development of Western Thought. Harvard University Press, 1957; Toulmin S., Goodfield J. The Fabric of Heavens. London: Hutchiso

& Co., 1961; Toulmin S., Goodfield J. The architecture of matter. London: Hutchison & Co., 1966; Toulmin S., Goodfield J. The Discovery of time. London: Hutchison & Co., 1965.