RELARN-2007. Тезисы доклада

Региональный опыт применения социальных Интернет-сервисов в педагогической практике

Урсова О.В.

Псковский областной институт повышения квалификации работников образования
ursova@mail.ru

Развитие Интернет-технологий происходит стремительно - каждый год появляется что-то новое, усовершенствуются существующие системы. Считается, что сфера образования не может быстро реагировать на все происходящие изменения, однако уже сейчас намечаются основные направления деятельности по использованию сетевых нововведений [1, 50]. Выделим основные тенденции в развитии Интернет-технологий: развитие сетевой технологии (выделенные каналы ISDN, сеть ADSL и др.); систематизация информации (создание и совершенствование сетевых информационных роботов, использование "push-технологий", т.е. технологий целевой рассылки информации пользователям Интернет); визуализация информации (использование трехмерной графики, создание "виртуальных" миров, которые позволяют совершать "виртуальные" прогулки, проводить "виртуальные" эксперименты, посещать "виртуальные" музеи); развитие интерфейсов (системы голосового ввода информации, идентификация пользователя по отпечаткам пальцев или радужной оболочке глаз и др.); создание искусственного интеллекта (экспертные системы, системы - "помощники", "интеллектуальные агенты" и др.); развитие новых социальных форм программного обеспечения (social software: блоги, фотоменеджеры, системы создания коллективного гипертекста и др.).

Рассмотрим более подробно последнее направление, так как именно ему в настоящее время уделяется большое внимание в контексте реализации развивающих возможностей для учителей и учащихся. [2-4]. Среди новых социальных форм программного обеспечения выделим следующие: среду создания коллективного гипертекста ВикиВики, блоги (например, на основе Живого Журнала, в котором можно создавать индивидуальные блоги и блоги сообществ для взаимодействия и самовыражения), коллективные фотоменеджеры, позволяющие создавать цифровые коллекции изображений. Эти сервисы характерны своей социальной направленностью, позволяющей устанавливать общение и взаимодействие на новом уровне. Мы согласны с мнением исследователей, которые считают подобные технологии самыми перспективными в отношении преобразования учебного процесса.

Перечисленные приоритетные направления в развитии информационно-коммуникационных технологий обусловливают необходимость опережающей подготовки учителей к их использованию. Мы согласны с мнением Крейга Барретта: "ИКТ-индустрия подобна велосипеду, в ней нельзя стоять на месте, иначе вы упадете". Эту цитату можно перефразировать по отношению к повышению квалификации современного учителя в сфере ИКТ - здесь тоже нельзя стоять на месте.

При этом необходимо учитывать и другие мнения, так, в работах Д. Севеджа отражается своевременность и необходимость перехода от "технологичного" к "личностному" подходу в области применения ИКТ: "На заре восьмидесятых мы были увлечены всем тем, что можно сделать с помощью компьютера, программного обеспечения и периферийных устройств. Например, очень популярными в то время были обсуждения скорости процессоров. То есть невозможно было отвлечься от самих технологий. Сегодня же самой популярной становится фраза "личностно ориентированное обучение" и акцент делается на совершенствовании процесса обучения, а не технологии. Это не означает полного игнорирования ИКТ: мы занимаемся самыми разными вопросами - связь, широкополосный доступ, электронное портфолио, электронное оценивание, защита данных, интерактивные доски, программное обеспечение, контент, аппаратное обеспечение. Но мы возвращаемся к осознанию того, что доверие учителей - это то, что будет продвигать вперед процесс трансформирования обучения" [5, 7].

В работах ученых акцентируется внимание на том, что важную функцию в процессах, связанных с повышение квалификации в области ИКТ, выполняют профессиональные сообщества учителей. Применение информационных, и в большей мере, коммуникационных технологий делает такие сообщества более доступными, поскольку увеличивается их географический охват.

В сентябре 2005 года педагоги и учащиеся псковской области начали участвовать в сетевом проекте "Виртуальное путешествие по древнему городу", взаимодействие и представление материалов в рамках которого осуществлялось на основе новых сетевых сервисов - ВикиВики, Живой Журнал, Фликр. Проект объединял школьные команды из Пскова и Псковской области, Саратова, Нижнего Новгорода. Примером сообщества, созданного для координации работы над сетевыми проектами, может служить Педагогическое сообщество Псковской области: http://community.livejournal.com/pskov_region/, которое создавалась для участия в этом проекте. Приведем комментарий одного из участников проекта педагога Наталии Яниковой (Тямшанская гимназия, Псковская обл.), опубликованный в Живом Журнале при подведении итогов проекта: "Просматривая результаты и читая отзывы вспомнила, как всё начиналось. А вы помните? Помните, как нам было тяжело? Помните, как мы не могли понять, зачем придумали Фликр и ВикиВики? А как сложно нам было представить и даже наметить пути наших исканий, помните? А как всё потом завертелось, как работали дети!". Отметим, что положительный опыт участия школьников и педагогов этой гимназии в сетевой образовательной деятельности обобщен в выступлении Н.Яниковой на международной конференции "ИТО - Псков - 2006" с докладом "Участие в сетевых проектах как элемент инновационной деятельности современной школы".

В 2006 году наблюдается все возрастающая активность псковских учителей и их учеников к представлению собственных достижений и успехов на всероссийском уровне. Отдельные школы области принимают участие в Летописи российских деревень, поселков, железнодорожных станций и малых городов (http://www.letopisi.ru) - транснациональном Интернет-проекте "Время вернуться домой", основанном на использовании новых интересных сетевых возможностях: среды создания коллективного гипертекста ВикиВики. Участие в проектах (и особенно в сетевых) на самом деле действенный способ формирования навыков критического мышления, осмысленного обучения и толерантности у учащихся. Во время участия в таких проектах формируется сетевое сообщество обмена знаниями. Это очень важно, потому что происходит накопление области знаний, что задает общую почву для взаимодействия, побуждает участвовать в общей деятельности и вносить свой интеллектуальный вклад. На всю деятельность накладывается отпечаток большей ответственности. Обмен результатами, подведение общих итогов - мощная база для осуществления рефлексии как для учителей, координаторов проектов, так и для учащихся, участников проектов.

Важным шагом в развитии сетевой активности псковских педагогов стали инициативы команды менеджеров и экспертов программы Intel "Обучение для будущего" в использовании среды коллективного гипертекста при проведении общепрограммных конкурсов [7]. В 2006 году для участия в конкурсе "В фокусе учебный проект-2006" подали заявки уже 7 участников от нашего региона, в десятку победителей по всей стране вошла представительница Псковской области с проектом "Обустраиваем наш край" Елена Ларионова (учитель химии, Середкинская средняя общеобразовательная школа, Псковский район.). В 2006 году во всероссийском конкурсе для тьюторов программы "Обучение для будущего" принимали участие 8 псковских тьюторов из экспериментальной группы, трое из них вошли в десятку победителей, это Галина Васильева, тема разработки "Как научиться планировать учебный проект"; Оксана Петрова, тема разработки "Планирование проекта на основе технологии развития критического мышления", Алексей Прокофьев, тема разработки посвящена освоению новых сетевых сервисов "Вы все еще не с Wiki? Тогда мы идем к вам!".

В ноябре 2006 года программой Intel "Обучение для будущего" совместно со "Школьным сектором" Ассоциации РЕЛАРН и при поддержке компании "Кирилл и Мефодий" был объявлен конкурс для тьюторов и сетевых преподавателей на разработку учебных заданий для самостоятельных исследований учащихся 10-х классов в рамках профильного обучения (по 15 учебным предметам). Представители Псковской области Петрова Оксана (Псковский р-н) и Безгодова Галина (Дедовичский р-н) заняли соответственно 2 и 3 места. Внешняя высокая оценка работы псковских учителей и тьюторов говорит о высоком уровне ИКТ-компетентности тьюторского состава. Представление материалов конкурса в Летописи, их открытое обсуждение было воспринято нашими участниками как должное.

Кроме того, при планировании очередного VII областного конкурса проектов (который состоится 26 апреля 2007 года) мы решили включить в положение конкурса подобную инициативу. Один из пунктов положения конкурса представлен следующим образом: "Для того чтобы сделать конкурс максимально открытым, привлечь к нему внимание образовательного сообщества, предоставить возможность обсуждения материалов, внесения комментариев и поправок, а также с целью освоения псковскими педагогами новых сервисов Интернета мы предлагаем использовать региональную систему ВикиВики. Для участия в конкурсе необходимо пройти регистрацию и завести персональную страничку в ПскоВики по адресу http://wiki.pskovedu.ru , на которой опубликовать информацию о себе, заполнить в ПскоВики визитку проекта, представляемого на конкурс (при необходимости за помощью можно обращаться к школьному (районному) тьютору или в РЦДО)."

Региональная система ПскоВики была создана в июле 2006 года (идея зародилась еще весной 2006 года в процессе участия в проекте Летопись). Предполагалось, что в этой среде педагоги и ученики нашей области будут вносить вклад в процесс формирования и развития свободного сообщества обмена знаниями. На страницах региональной образовательной ВикиВики можно публиковать новости, размещать интересные разработки, совместно создавать учебные материалы, виртуальные экскурсии, словари, библиотеки примеров, советов, полезных ссылок, эссе и др., а также сетевые отзывы, аннотации, комментарии и примечания к текстам.

Но, сетевой ресурс не будет развиваться, если он не будет отражать реальную деятельность конкретных людей, и являться средой взаимодействия и общения в рамках этой деятельности. Поэтому в регионе развернут инновационный сетевой проект "Живые зеркала", направленный на эффективное использование сервисов формата Веб 2.0 для формирования и развития учебных сетевых сообществ. Автор идеи и координатор проекта тьютор из Великолукского района Андрей Лапшин. Проект предполагает деятельность в трех направлениях: участие в развитии регионального ресурса ПскоВики - http://wiki.pskovedu.ru, участие в конкурсах общенационального образовательного проекта Летописи.ру - http://www.letopisi.ru и освоение правил работы в открытой Интернет-энциклопедии Википедия - http://ru.wikipedia.org

К участию в проекте "Живые зеркала" приглашаются школьные учителя, педагоги дополнительного образования, преподаватели средних профессиональных учебных заведений, учащиеся и их родители. Приветствуется участие школьных команд.

Отметим, что в рамках одного из направлений этого проекта (развитие региональной ПскоВики) предполагается проведение конкурсов открытых уроков с использованием ИКТ, отдельные номинации будут посвящены вопросам, связанным с применением интерактивного оборудования (интерактивные доски появляются в псковских школах благодаря Национальному проекту "Образование").

На страницах ПскоВики отражается опыт использования методистами и преподавателями ПОИПКРО интегрированного программного продукта "КМ-Школа" фирмы "Кирилл и Мефодий" (http://km-school.ru), разработанном для средней школы на основе Интернет/Интранет технологий. "КМ-школа" объединяет уникальный образовательный мультимедийный контент, систему управления им, а также удобные и эффективные средства для автоматизации администрирования в школе. Этот продукт полностью отвечает современным требованиям к формированию единой образовательной среды в школе. Среди главных достоинств мы выделяем то, что он ориентирован на вовлечение в учебный процесс всех его участников, включая родителей, содержит обширный массив уникальной эксклюзивной мультимедиа-информации, безупречно оформленный согласно законодательству в области авторских прав, обладает интуитивно понятным интерфейсом, легок в использовании.

Мы проводим Skype-конференции с коллегами из Саратовского ИПКиПРО, активно использующих этот продукт в процессе повышения квалификации педагогов, с сотрудниками фирмы "Кирилл и Мефодий" по возникающим техническим и методическим вопросам. При этом все ключевые моменты общения отражаются разделах Обсуждение на страницах ПскоВики.

На наш взгляд очень важно поддерживать и развивать подобную практику, предоставляя возможность учителям узнавать о лучших программных образовательных продуктах, новом интерактивном оборудовании, вести обсуждение возникающих проблем, распространять положительный педагогический опыт применения ИКТ.

В заключение отметим, что, перед современной школой стоят важные задачи, связанные с новой инфраструктурой, обеспечивающей создание и поставку в школы образцов современных вариативных образцов учебной работы, а также помогающей педагогам различных школ осваивать, использовать и развивать эти технологии, постепенно трансформируя работу своего образовательного учреждения. По мнению А.Ю. Уварова "даже в сложнейших условиях, в которых существует наша школа, можно найти примеры ее успешной информатизации (порой не благодаря, а вопреки). Интересно понять: как выросли эти полевые цветы, что послужило источником их успеха? Как приготовить вытяжку из этого опыта? Как сделать процесс информатизации школы не только не обратимым, но и в максимальной степени эффективным?" [6, 88].

Тем самым еще подчеркивается необходимость изменения педагогической деятельности в связи с внедрением ИКТ, при этом привлечение в этот процесс социальных Интернет-сервисов имеет немаловажное значение.

Библиография

1. Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. канд. пед. наук М.В.Моисеевой. - М.: Издательский дом "Камерон", 2004. - 216 с.

2. Патаракин Е.Д. Реализация творческих и воспитательных возможностей информатики в сетевых сообществах: Автореф. дисс. : д-ра пед. наук. - Москва, 2006. - с. 4-6. - 47 с.

3. Патаракин Е.Д., Быховский Я.С., Ястребцева Е.Н. Создание учебной гипертекстовой энциклопедии в среде ВикиВики: Общероссийский проект Летописи.ру - М.: Институт развития образовательных технологий, 2006. - 32 с.

4. Патаракин Е.Д., Быховский Я.С., Ястребцева Е.Н. Геокешинг, Геотагинг, Фликр, Вики-Вики, Веб-блоги и Живой журнал в образовании: Новое поколение учебных проектов городских улиц и сетевых сообществ - М.: Институт развития образовательных технологий, 2005. - 36 с.

5. Сэвэдж Д. ИКТ: пришло время стать персональными / Информатика и образование. - 2006. - N 3. - с. 6-10.

6. Уваров А.Ю. О некоторых дискуссионных вопросах информатизации школ // Информатика и образование. - 2006. - N 1. - С. 77-89.

7. Ястребцева Е.Н. Система обеспечения качества программы обучения учителей школ и студентов педагогических специальностей. - Сайт программы IntelR "Обучение для будущего", 2006. - Режим доступа: http://www.iteach.ru/about