RELARN-2007. Тезисы доклада

Использование Wiki в образовательных проектах, ориентированных на личностное развитие студентов и школьников

Сергеев А.Н.

Волгоградский государственны педагогический университет
alex@vspu.ru, alexey@fizmat.vspu.ru

Новые образовательных технологии, ставшие в последние годы центром внимания многих ученых и педагогов-практиков, чаще всего связываются с теми возможностями, которые появись у нас с бурным развитием компьютерной техники и цифровых коммуникаций. Эта связь во многом оправдана, но следует иметь ввиду, что она не заключается только в том, что компьютеры и компьютерные сети обеспечивают нас новым инструментом учебной деятельности, облегчая, например, поиск информации, подготовку учебных материалов и наглядных демонстраций, доставку материалов до обучаемых, контроль знаний и др. Развитие информационных и коммуникационных технологий привели к глубинным изменениям в нашем обществе, что коренным образом меняет не только формы организации учебного процесса в общеобразовательных и высших учебных заведениях, но требует пересмотра целевых ориентиров образования, содержания обучения, предметной системы.

От современного человека требуется не только большой запас знаний самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме. Получается, что современное образование должно ориентироваться в первую очередь на формирование навыков саморазвития и самообразования, сотрудничества, коммуникативных умений, творческого и критического мышления, самостоятельности, ответственности, использования знаний и моделей поведения реальной жизни, рефлексии и самооценки. Именно это требует внедрения новых педагогических технологий, лежащих в плоскости личностно ориентированного образования, для которых характерно сотрудничество участников образовательной деятельности, диалог, деятельностный и творческий характер, индивидуальная поддержка ребенка, свобода для принятия самостоятельных решений, выбора содержания, способов учения, поведения и обмена мнениями, сотворчество учителя и ребенка.

Анализ приведенных выше характеристик личностно ориентированных образовательных технологий показывает их тесную связь с компьютерными технологиями, которые позволяют в значительной степени повысить качество образовательного процесса, ориентированного на развитие личности студентов и школьников, обеспечив, например, сотрудничество учащихся в совместной разработке проектов, создание ситуаций свободного выбора и принятия решений, обмен мнениями по некоторой проблеме между учениками и преподавателями.

Наиболее ярко и целостно это проявляется в образовательных проектах, организованных на основе использования сервисов нового поколения Интернет (социальные сервисы Web 2.0), включающих использование Wiki, блогов и других средств коллективного творчества. Характер деятельности, складывающейся в ходе работы в подобных средах, отличается интенсивным коммуникационным процессом обмена знаниями, высокой мотивацией к саморазвитию и постижению нового, повышением чувства индивидуальной ответственности в групповой деятельности, высокой эмоциональной окраской и чувством психологической поддержки со стороны. Это указывает на тесную связь и высокий потенциал использования новых технологий сети Интернет в реализации личностно ориентированных образовательных технологий.

Учитывая указанные выше возможности, в Волгоградском государственном педагогическом университете в 2006 году на основе технологии Wiki был создан образовательный портал студентов и учителей (wiki.vspu.ru). Это ресурс используется для реализации образовательных проектов студентов университета, учащихся и учителей Волгоградских школ. Создание единого портала не случайно и ставит своей целью формирование единого сообщества студентов и педагогов региона, понимающих и принимающих важность использования новых технологий в профессиональной деятельности учителя, занимающих активную позицию по их развитию и внедрению в повседневную практику школ.

Опыт организации образовательных проектов в рамках wiki-среды показывает высокий уровень активности участников, эффективность их работы и сетевых коммуникаций. Простота языка wiki-разметки и способов работы в среде, их интуитивная прозрачность позволяют практически сразу включаться в активную работу по содержательной части проводимых проектов, очень быстро и по этапам получать осязаемый результат, формируя тем самым и общий результат проекта. Коммуникативные возможности реализуются через совместное редактирование страниц, а также посредством электронных обсуждений в wiki или дополнительных средах, таких как чат или форум. Проектный характер работы, сотрудничество, формирование единого продукта совместной деятельности наполняют смыслом работу студентов и преподавателей, учащихся школ, обеспечивают содержательное взаимодействие, обмен знаниями, оценку и постоянное совершенствование работ.

В поддержку сетевых образовательных проектов школьного уровня, для развития информационной базы школьных образовательных сетей на основе Apache, PHP и DokuWiki нами был подготовлен программный пакет, обеспечивающий быстрое развертывание Wiki-порталов в локальных сетях и на отдельных компьютерах. Пакет доступен для свободного скачивания на сайте wiki.vspu.ru и может использоваться в школьных сетях в целях формирования единого информационного центра компьютерной сети, а также на отдельных компьютерах для изучения технологии Wiki. Учебным компьютерным центром ВГПУ были организованы специальные курсы для педагогов образовательных учреждений Волгограда, направленные на освоение технологии Wiki, изучение возможностей организации Wiki-порталов в своих школах, а также разработку образовательных проектов с использованием Wiki-технологии, их публикацию на сайте.

Данный опыт показал высокую эффективность новых технологий Интернет, их практическую востребованность и большой потенциал в образовании. В результате проведенной работы удалось не только передать опыт работы в Wiki педагогам школ, стимулировать создание Wiki-порталов в школах, но и осуществить реальные Wiki-проекты школьников, такие, как Wiki-турнир 20-и школ одного из районов Волгограда, в котором в режиме реального времени приняли участие более 100 учеников и учителей, сумевших переосмыслить и представить самые важные события их школьной жизни, успехи учеников и учителей, значимые для них места в школах, разработать тематические экскурсии по школам - участникам турнира.

Как видим, новые технологии сети Интернет в реализации образовательных проектов позволяют добиться нового уровня их осуществления, обеспечивают качественно иной уровень взаимодействия субъектов образовательной деятельности и дальнейшего использования их творческих результатов, что, несомненно, способствует решению новых задач современного образования.