RELARN-2007. Тезисы доклада

Опыт организации непрерывного образования педагогов в информационных образовательных средах (Интранет и Интернет)

Одегова С.П., Яковлева В.В.

МОУ ДПОС "Центр медиаобразования" г. Тольятти
yvv@mec.tgl.ru, osp@mec.tgl.ru

Одним из приоритетных направлений деятельности Центра медиаобразования является организация системы непрерывного повышения квалификации педагогов в области ИКТ, включающей как обучение, так и послекурсовую поддержку слушателей.

При освоении педагогами программ "Информационные технологии в деятельности учителя-предметника" (НФПК), "Обучение для будущего" (Intel), "Использование информационного интегрированного продукта "КМ-Школа" в учебном процессе" важно, чтобы слушатели научились их использовать в своей работе те средства ИКТ (включая социальные сервисы Internet, информационные среды, мультимедиа), которые интересны сегодняшним школьникам.

У тьюторов Центра медиаобразования уже есть определенный опыт использования социальных сервисов Wiki и Skype при обучении тольяттинских учителей. В рамках дистанционного обучения слушателям после знакомства с лекционным материалом предлагается после выполнить коллективное задание, используя встроенный в оболочку ДО Moodle модуль Wiki. Он позволяет слушателям работать вместе, добавляя, расширяя и изменяя содержимое. Этот модуль основан на Erfurt Wiki. Предыдущие версии документа не удаляются и могут быть в любой момент восстановлены. Кроме того, любой слушатель может начать свою редакцию с любой версии. В тоже время преподаватель может видеть вклад каждого слушателя и оценить его активность. Первый опыт применения такого вида взаимодействия обычно слушателям дается с трудом, многое в этой среде кажется им непривычным и удивительным, но, освоив этот способ дискуссии, они понимают насколько интересно и полезно может быть коллективное написание гипертекста.

С развитием технологий и структуры Сети появилась возможность общения слушателей не только посредством традиционных чатов. Наиболее популярной программой на сегодняшний день в этом плане является Skype - сервис, объединяющий в себе следующие возможности: простой чат, в котором могут переписываться несколько пользователей, и поддерживается передача файлов; многопользовательская голосовая связь; видеозвонок (необходима веб-камера). Эти возможности используются нами для общения преподавателей и слушателей, для одновременного обсуждения проектов, размещенных в сети Интернет группами слушателей, находящихся на расстоянии (учебные базы МОУ). В момент обсуждения тех или иных проблем или вопросов устанавливается соединение с группой, занимающийся параллельно. Например, группе, начинающей обучение, предоставляется возможность увидеть защиту проектов слушателями группы, заканчивающей обучение, задать вопросы автору, представляющему свой проект. На наш взгляд, это способствует лучшему пониманию педагогами целей обучения, кроме того, они приобретают опыт общения с использованием новых социальных сервисов. Хороший эффект дает совместное обсуждение несколькими группами основополагающих вопросов, вопросов организации исследования в рамках разрабатываемых проектов.

Обучение слушателей по темам "Методика проведения урока в сетевом классе" и "Организация индивидуального обучения" реализуется в ИИП "КМ-Школа". Благодаря имеющемуся в продукте "КМ-Школа" всеобъемлющему, уникальному образовательному мультимедиа-контенту (Базе знаний) и современным инструментальным компьютерным средствам перед учителем открываются новые перспективы в организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивается всесторонняя поддержка его творческой и инновационной деятельности. Обучаясь по данным курсам, педагоги овладевают не только навыками информационной "навигации" в сети, учатся работать с информационными ресурсами сети, с современными гипертекстовыми и гипермедийными системами, но и получают общие знания в области психологии, педагогики, методики использования информационных сред в учебном процессе.

Сетевые проекты, проводимые Центром медиаобразования при поддержке Департамента образования мэрии города ("Мир моих увлечений", "Мой выбор", "Спортландия" и др.) стали одной из удачных форм организации дистанционной послекурсовой поддержки проектной деятельности учителей и школьников г. Тольятти. Из практики организации такой работы стало очевидным, что для успешного воплощения дистанционного проекта в жизнь необходимо уже на стадии планирования продумать средства для обеспечения общения в рамках проекта, передачи информации, публикации результатов и т.д. Поэтому при проведении дистанционных проектов и олимпиад для поддержки группового взаимодействия нами активно развивается использование социальных сервисов Веб 2.0.. В 2005-2006 году при проведении дистанционной олимпиады по математике (ДООМ) проводилось обсуждение материалов, статей и заданий обучающих и конкурсных туров проводилось посредством форума. А в 2006-2007 году участники олимпиады с большим интересом не только решали математические задачи в интерактивном режиме, но и обсуждали эти решения уже в Wiki-среде. Дальнейший опыт использования Wiki-среды получен при создании совместного продукта участниками дистанционных обучающих проектов "Спортландия" и "Мир моих увлечений". Кроме того, для обсуждения результатов своих исследований участники проектов используют видеоконференции Skype.

С появлением GPS устройств возникли различные идеи по их использованию в образовательном процессе, в том числе, и в дистанционных проектах новые мобильные устройства нами применяются не только для того, чтобы обозначить отдельные точки и сложить эти точки в маршруты. Мы стараемся строить задания участникам в соответствии с целями и задачами проекта таким образом, чтобы, двигаясь по маршруту с использованием GPS - навигаторов, ребята имели возможность определить объект и провести собственное мини-исследование. В частности, участникам дистанционного обучающего проекта "Спортландия" в 2006 году на этапе исследования были даны ориентиры на точки, которыми были обозначены спортивные клубы, спортплощадки. Определив их местонахождение, ребятам предстояло провести спецрепортаж с места событий, взять интервью у спортсменов, подробнее узнать историю создания и развития данного спортивного объекта, то есть провести самостоятельное исследование. Результаты удивили самих исследователей множеством новых открытых ими фактов, а использование современных мобильных устройств внесло в их работу новизну, азарт и чисто спортивный интерес.

Обобщая первые результаты использования отдельных социальных сервисов, мы пришли к выводу, что применение новых средств обучения привносят в учебный процесс новый смысл и качество, однако, требует от организаторов обучения качественного дидактического и методического сопровождения.