RELARN-2007. Тезисы доклада

Сетевое педагогическое сообщество Intergu.ru: секреты успеха

Никуличева Н.В., Кузнецов Е.В.

Федеральный институт развития образования, Детский образовательный центр г. Красноярска
nikulicheva@mail.ru

Традиционно в декабрьском номере Time подводятся итоги конкурса "Человек года". 17 декабря 2006 г. в продажу поступил новый номер журнала, обложка которого имеет зеркальную поверхность, чтобы отражать лицо читателя, а в заголовке написано: "Вы". "Человек года 2006 - это ты, пользователь! Ты - преобразователь информации. У тебя в руках весь мир, поэтому все достижения принадлежат тебе, властелину информационной эпохи", - сказал редактор еженедельника Ричард Стенджел. Он привел примеры из Интернета, где успешно действуют страницы, почти полностью созданные и беспрерывно возобновляемые самими пользователями.

Сетевой проект "Интернет-государство учителей" уже существует три с половиной года! В связи с тем, что Интернет-технологии всё больше распространяются в педагогических методиках, учителя стремятся овладеть ими для дальнейшего применения в работе, т.е. создают спрос на подобного рода виртуальные ресурсы. Таким образом, современным педагогическим обществом созданы эффективные условия для формирования и реализации потенциала сетевого сообщества в глобальной сети Internet. Поэтому человеком года можно также назвать и каждого из 6358 граждан Интернет-государства учителей (на 1 апреля 2007 года).

С этапами развития проекта можно познакомиться в материалах конференций Relarn-2004, 2005, 2006, журналах "Директор школы", "Лидеры образования", "Открытое и дистанционное образование", материалах XVII Международной конференции "Применение новых технологий в образовании", международного конгресса-выставки "Образование без границ - 2007".

Сайт http://www.intergu.ru развивается и совершенствуется. Растёт количество территорий - логически разделённых видов деятельности педагога в пределах государства. Сегодня в ИнтерГУру существует 11 территорий:

1. Инфотека
2. Педсовет
3. Педагогический класс
4. Коллекция фактов
5. Профи-консультант
6. Тест-центр
7. CD-маркет
8. Академия
9. Конкурсный зал
10. Проект ИСО
11. Детская территория:

  • Детский интернет-фестиваль
  • Конференция увлечений "Умник"

Дирекция проекта, работающая дистанционно, стремится создать такую модель виртуального педагогического сообщества, которая бы смогла отразить все сферы деятельности учителя: методическую подготовку к урокам (территория "Инфотека", "CD-маркет"), общение с коллегами (территория "Педсовет"), решение психологических проблем (территория "Педагогический класс"), консультации профессионалов (территория "Профи-консультант"), самообразование (территория "Тест-центр"). Но при этом создана привлекательная игровая система, которая заинтересовывает участников и создаёт мотивацию к деятельности. В основе игровой системы лежит экономическая схема, реализуемая через баллы рейтинга и виртуальные деньги (гурики). На основании баллов активные граждане государства награждаются званиями. В течение трёх лет 444 участника проекта были удостоены следующих званий:

Звание

Количество граждан

Учитель

242

Учитель - специалист

86

Учитель - профессионал

53

Учитель - мастер

32

Учитель - методист

23

Учитель - наставник

10

Учитель - мэтр

17

Народный учитель

3

ГуРу

1

За 3 года на территории "Инфотека" собрано 2794 методических ресурса по 33 учебным предметам. На территории "Профи-консультант" на 1008 вопросов получено 3017 ответов профессионалов. В "Коллекции фактов" собрано 196 коллекций, куда вошло 1080 фактов. На самой популярной территории "Педсовет" обсудили 479 педагогических тем, написали в среднем по 96 реплик по каждой теме, составили 189 сводных отчётов на наиболее важные и интересные темы. На территории "Академия" академиками обсуждено 46 тем. В "Педагогическом классе" обсудили 87 психологических ситуаций.

За 3 года граждане ИнтерГУру определили, что для них наиболее интересно и полезно в проекте. Результаты социологического опроса на тему "Что вас привлекает в ИнтерГУру?" таковы:

N п/п

Виды деятельности граждан

Территории ИнтерГУру

%

1. 

Возможность получить квалифицированную помощь от коллег

Педсовет, Педагогический класс, Профи-консультант

36 %

2.

Возможность самообразования, повышения квалификации

Инфотека, Педсовет, Педагогический класс, Тест-центр

17%

3.

Возможность приобретения методических материалов

Инфотека, CD-Маркет, Коллекция фактов

14%

4.

Возможность реализации своего педагогического багажа

Инфотека, Коллекция фактов, Тест-центр

13%

5.

Возможность профессионального общения

Педсовет, Педагогический класс, Профи-консультант

12%

6.

Возможность реализации творческого потенциала (создание творческих групп, участие в фестивале, конференции с учениками)

Конкурсный зал

Детская территория

8%

В среднем посетителей на сайте государства в день насчитывается около 600 человек.

В проекте ИнтерГУру между участниками предусмотрены различные виды коммуникаций:

  • SOS - внутренняя электронная почта
  • ICQ
  • Форумы
  • Чат
  • Гостевая книга

Дирекция проекта работает по следующим направлениям:

  • Деятельность ведущих территорий
  • Организация работы сайта ИнтерГУру
  • Ведение экономики ИнтерГУру
  • Деятельность экспертов
  • Работа в жюри конкурсов
  • Публикация деятельности ИнтерГУру (участие в конференциях, семинарах)

Проект ИнтерГУру открыт для творческих людей. Количество территорий может увеличиваться за счёт идей граждан. Если граждане государства имеют желание представить проект своей территории, выдвинуть кого-то на роль ведущего, то Дирекция готова рассмотреть идею и открыть новую территорию.

Появление новых территорий на ИнтерГУру всегда инициируется гражданами. Все совершенствования ИнтерГУру - ответ на какие-либо вопросы или пожелания граждан.

В течение 2007-2008 года планируется открытие и совершенствование следующих территорий:

1. Конкурс инфотечных разработок.
2. Модернизация территории "Профи-консультант".
3. Издание сборника лучших сводных отчетов и других материалов по итогам обсуждений по разным темам с комментариями экспертов (дважды в год).
4. Издание лучших инфотечных ресурсов ИнтерГУру на CD.
5. Сервер статистики.

Трёхлетняя жизнь проекта и привлечение на него большого количества участников позволяет сделать некоторые выводы по организации подобных ресурсов. Что же необходимо для того, чтобы сетевое сообщество имело успех и развивалось?

1. Привлекательная главная страница проекта (на главной странице д.б. ссылки на ВСЕ ресурсы данного проекта, новости, список участников и т.д.).
2. Опубликованные ожидаемые результаты проекта - цели, задачи, программа, итоги, перспективы, условия и критерии оценки работ.
3. Возможность знакомства участников (просмотр анкет, паспортов). Для совместной работы, поиска единомышленников.
4. Описание видов деятельности участников (этапы, территории). Деление на группы, выбор лидера, представление куратора, дирекции.
5. Список рассылки или другие средства коммуникаций. Модерирование. Правила участия в проекте, доступные всем. Правила сетевого этикета. Авторские права на интеллектуальную деятельность участников.
6. Идея, работающая на интерес. "Изюминка". От этого зависит долговечность проекта. Продуманная система мотивации: звания, рейтинги. Наличие штрафных и премиальных баллов за сетевую активность.
7. Возможность обмена методическими (интеллектуальными) материалами между участниками.
8. Прозрачность оценивания, зарабатывания виртуальных денег. Отчёты и пояснения за выставленные баллы. Апелляция. Ответы дирекции на вопросы участников. Комментирование замечаний. Публикация работ и рецензий.
9. Технические возможности ресурса для участников on-line и off-line.
10. Создание среды психологической комфортности для получения удовольствия! Игровые моменты! Юмористические элементы.
11. Возможность обучения (консультаций) участников, нуждающихся в помощи - тенденции развития Сети, методы поиска и сбора информации, Интернет технологии.
12. Контроль со стороны оргкомитета всех видов деятельности участников.
13. Механизм защиты участников от девиантного поведения соперников.
14. Готовность дирекции к самосовершенствованию проекта. Возможность для саморазвития участников, реализации творческих идей.

Исходя из вышеперечисленных выводов, можно сформулировать критерии оценки модели сетевого сообщества учителей:

I. Педагогические.

1. Приобретение методических материалов.
2. Публикация собственных методических разработок, проведение экспертизы.
3. Профессиональное общение.
4. Самообразование.
5. Повышение квалификации.
6. Реализация творческого потенциала.
7. Получение квалифицированной помощи от коллег.
8. Совместная практическая деятельность.
9. Реализация творческого потенциала.

II. Технические.

1. Доступный интерфейс.
2. Разнообразие средств коммуникаций (форум, почта, ICQ, чат, гостевая книга).
3. Технические характеристики системы: быстрая загрузка сайта, возможность просмотра технических характеристик перед скачиванием информации, защита от спамов, вирусов.

III. Организационно-управленческие.

1. Психологическая комфортность.
2. Поддержка инициатив.
3. Демократичность.
4. Самосовершенствование.

Каждое государство имеет свою столицу. Недавно она появилась и у ИнтерГУру. Это Федеральный институт развития образования (ФИРО) в г. Москва. В общежитии Учебного Центра ФИРО по паролю "Интернет-государство учителей" можно остановиться в любое время. Летом планируется проведение очного форума граждан ИнтерГУру.

Интернет-государство учителей - это стремительно развивающееся педагогическое сообщество, живущее по демократическим принципам! В нём живут, общаются и работают все - воспитатели, учителя школ, родители, преподаватели вузов, работники системы образования, ученики и студенты! Присоединяйтесь к нам!