RELARN-2007. Тезисы доклада

Организация практических работ на уроках географии с использованием космических снимков на основе Google Earth

Крылов А.И.

Московский институт открытого образования
аlex_krylov@mail.ru

Космические снимки несут много разнообразной информации о местности. С их помощью метеорологи определяют атмосферные фронты и наблюдают за образованием и перемещением циклонов, гидрологи фиксируют зоны максимального затопления во время половодья на реках, геологи выявляют алмазоносные кимберлитовые трубки и т.д.

С выходом программы Google Earth возможности использования космоснимков в курсе географии в школе многократно возросли.


Рис. 1. Трехмерная модель вулкана Килиманджаро

Однако, применение этого источника географической информации на уроке требует минимальной подготовки как от учителя, так и от учеников. В первую очередь это связано с комплексным характером представления информации на космических снимках. Именно комплексность космоснимка позволяет выявить множественность взаимосвязей между отдельными компонентами ландшафта, территории. Но необходимо уметь вычленить из изображения значащую информацию, должным образом её интерпретировать. В процессе дешифрирования аэрокосмических снимков следует распознать интересующие объекты и показать их пространственное положение на схеме дешифрирования. Это можно сделать, зная отличительные дешифровочные признаки объектов. Среди многих дешифровочных признаков выделяют основные - форму объекта, его размер, цвет (а если снимок черно-белый - тон), падающую от объектов тень, рисунок изображения. В качестве примера можно привести презентацию к докладу1.


Рис. 2. Космоснимок следует сопоставить с фотоизображением сайта Panoramio.com

Начать использование космоснимков на уроке следует уже в шестом классе в курсе землеведения. С помощью ресурсов Google Earth можно не только продемонстрировать большинство форм рельефа, но и представить многие из них в трехмерном виде. Чрезвычайно важно обратить внимание на ресурсы сайта Panoramio.com, для того чтобы сопоставить результаты дешифровки космоснимка школьниками с фотографией объекта с поверхности. К процессу дешифровки ученики должны подойти, имея представление об образовании форм рельефа, их развитии во времени, а это означает практическое применение полученных теоретических знаний. Ключевую роль играет формулировка учебной задачи и оптимальный выбор учителем изображений для анализа.

При изучении социально-экономической географии важное значение имеют вопросы изменения территории с точки зрения развития хозяйства, размещения населения. Так например, направление развитие Большого порта Санкт-Петербурга хорошо подтверждается новыми нефтяными терминалами Высоцка и Приморска. Найти необходимые космоснимки с изображениями портовых терминалов Выборга, Высоцка, Приморска, Санкт-Петербурга, бухты Батарейная и Усть-Луги2 вполне по силам учащимся 9 класса. Далее школьники столкнуться с необходимостью дешифровки найденных данных, а именно определению типов терминалов: навалочные грузы, контейнерные и нефтеналивные терминалы.

В настоящее время ведется работа над разработкой учебных материалов на основе ресурсов Google Earth для курса "Экономическая и социальная география мира".


1 Презентация доступна на сайте УМЛ географии МИОО по адресу http://geo.metodist.ru/images/Google_Earth/cosmo_google_krylov.ppt

2 Все перечисленные населенные пункты, вернее их портовое хозяйство, и образуют Большой порт Санкт-Петербурга. В бухте Батарейная и Усть-Луге работы по возведению портов только начинаются.