RELARN-2007. Тезисы доклада

Комплексный подход к формированию информационной среды образовательного учреждения
(на примере МОУ СОШ N 289 г. Заозерска)

В.П. Короповская

кафедра ЕМиПО МОИПКРОиК
г.Мурманск

Конец ХХ и начало ХХI века войдут в историю как время перехода человечества к информационному обществу. Происходящий сейчас процесс информатизации общества влечет за собой и информатизацию образования. Это означает, что в информационном обществе и школа должна быть информационной. Основополагающим элементом такой школы становится информационно-технологическая среда с развивающейся архитектурой учебно-познавательного пространства, т.е. основной упор в ней должен делаться на создание технически оснащенной и включающей в себя большое количество информации обучающей среды. Информационная среда образовательного учреждения должна быть единой, выполнять как образовательные, так и управленческие функции, и включать следующие компоненты:

  • программно-аппаратная организация информационной школы,
  • учебно-методическое наполнение информационных ресурсов
  • организация деятельности педагогического коллектива.

Возможная инфраструктура информационной среды учебного заведения представлена на схеме 1


Схема 1.

Задачу программно-аппаратной организации информационной школы реализует телекоммуникационный узел, в состав которого входит школьный сервер и внутришкольная информационная сеть. Здесь организуется сбор и систематизация сведений об информационных ресурсах (создание и обновление электронных учебных материалов, хранящихся на сервере). Кроме того, обеспечивается доступ к информационным ресурсам школьного сервера, компьютерных классов информатики, предметных кабинетов мультимедиа, оснащенных электронными досками; административных АРМов, библиотечной информационной системы, издательско-полиграфической системы, кабинета социальной информатики и лаборатории информационных технологий.

В задачи Сервера входит: создание учебных баз знаний предметных кабинетов и школы, баз данных администрации, библиотеки, издательства, лаборатории информационных технологий и кабинета социальной информатики, доступ органов образования к информационным ресурсам школы через Интернет, сбор и хранение нормативной, учебной, распорядительной информации федерального уровня, проведение и участие в телеконференциях, олимпиадах, связь с другими образовательными учреждениями.

Задачи учебно-методического наполнения информационных ресурсов может решить информационный интегрированный продукт (ИИП) "КМ-школа".

Основными компонентами продукта КМ-ШКОЛА являются:

База знаний - уникальный образовательный мультимедийный контент, богатство и разнообразие которого отвечает потребностям учителей любых предметов, а оперативные средства управления учебными материалами позволят более эффективно провести наглядные, интерактивные занятия.

Программный комплекс, включающий в себя систему управления Базой знаний и широкий спектр компьютерных инструментов для директора, завуча, учителя, учеников и их родителей, системного администратора школы позволяют в полном объеме использовать современные информационные технологии для решения всех задач организации и проведения учебно-воспитательной работы.

Интернет-сервисы, открывающие множество возможностей для участников образовательного процесса в освоении и использовании современных информационно-педагогических технологий во всех видах деятельности: обеспечение круглосуточного доступа к образовательному мультимедийному контенту - Базе знаний; экспресс-обучение пользователей; методическую и техническую поддержку в течение всего срока подписки; хостинг сайта образовательного учреждения в Интернете; обеспечение круглосуточного доступа к образовательным ресурсам продукта КМ-ШКОЛА сотрудникам образовательного учреждения с домашних компьютеров.

Данный продукт в полном объеме обеспечивает среднюю школу цифровыми информационными, методическими и дидактическими материалами нового поколения, предоставляет учителю удобные и эффективные инструменты подготовки и проведения всех видов школьных занятий с использованием информационных технологий и Интернета. Она обеспечивает комплексную автоматизацию деятельности школы, организует эффективное сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Немаловажным составляющим звеном единого информационного пространства образовательного учреждения является организация деятельности педагогического коллектива, учащихся и их родителей. Для этого в компании "Кирилл и Мефодий" разработана образовательная программа "Управляй знаниями!", учитывающая взаимодействия учащихся, преподавателей и администрации образовательного учреждения с компьютерно-информационной технологией и информационным обществом.

Информатика и новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) занимают особое место в современном мире. Работа на компьютере, умение использовать ИКТ в работе, умение создавать, а главное использовать информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества, являются основополагающими приоритетами нового стиля работы. Уже стало совершенно понятным, что администрация и преподаватели могут и должны владеть основами информационных технологий и методикой их использования в своей профессиональной деятельности. Информационная культура учителя подразумевает не только знание информационных технологий и умение их применять в своей профессиональной деятельности, но и умение рационально организовать работу учащихся по использованию этих технологий в учебном процессе. Комплексный подход к использованию ИИП "КМ-Школа" позволит успешно сформировать единую информационную среду учебного заведения.

Сейчас перед руководителями образовательных учреждений стоит непростая задача по созданию единого информационного образовательного пространства школы. На примере одной из школ Мурманской области хочется рассказать, как решается эта задача.

Мурманский институт повышения квалификации работников образования и культуры сотрудничает с МОУ СОШ N 289 г. Заозерска с 2001 года. Благодаря большой заинтересованности и энтузиазму молодого директора школы Кондратенко Ирины Владимировны, школа постоянно находится в экспериментальной деятельности, пробуя все новые, самые прогрессивные методы работы с использованием ИКТ. С сентября 2002 года по декабрь 2005 года школа принимала участие в эксперименте Мурманского ИПКРО "Создание пилотных площадок - школ высокой информационной культуры". На тот момент опыт использования информационно-коммуникационных технологий в Заозерской школе был еще небольшой, и сотрудники школы старались как можно больше узнать о деятельности в этом направлении других школ города Мурманска и области. Ни один семинар, тема которого была связана с проблемами информатизации образования, не прошел без участия заозерцев.

На начало эксперимента в этой школе были два современных компьютерных класса, велся углубленный курс информатики, начиналось применение компьютерных технологий в управленческой деятельности, но главное, была достаточно высокая мотивация коллектива на ведение инновационной деятельности.

Решая задачу формирования информационной образовательной среды школы, большое внимание администрацией уделялось, прежде всего, повышению квалификации педагогов в области ИКТ. Начиная с 2003 года, школа направила на курсы "Интернет-технологии для учителя-предметника" 33 учителя (62%). Первыми на этих курсах обучились директор и завучи. После обучения многие учителя стали активно использовать компьютер для подготовки к урокам, создания дидактического материала, разработки компьютерных тестов и др. По программе Intel "Обучение для будущего" обучился 41 учитель и вся администрация, а 13 учителей обучаются в настоящее время.

Много внимания уделялось администрацией укреплению материальной базы школы, кабинетов информатики. В кабинет завучей, секретарей, социальных педагогов, заместителя директора по хозяйственной части, социальных педагогов, МХК и психолога были куплены компьютеры, принтеры и два ноутбука. Локальная сеть установлена между компьютерами директора, завучей, двух секретарей и зам. директора по хозяйственной части. Появились пишущие CD-ROM в кабинетах информатики и завучей. Качество управленческой работы стало выше. Свой компьютер и ноутбук получил и завуч по воспитательной работе Н.А. Киселева. Этот компьютер никогда не отдыхает. Он используется на дискотеках, для подготовки презентаций и материалов к школьным родительским собраниям и педсоветам. Для выпуска школьных газет "Вести из девятки" куплена мини-типография и компьютер.

Кабинеты информатики объединены в локальную сеть, в каждом установлен проектор и стационарный экран. Выход в Интернет возможен с любого компьютера кабинетов информатики, а также в кабинете директора школы. Возможностями Интернет стали пользоваться для поиска информации не только учителя, но и учащиеся факультативов и элективных курсов. Никогда не отдыхает школьный почтовый ящик. Постоянно пополняется новыми материалами сайт школы.

Большое внимание уделяется постановке курса информатики. Администрация понимает, что изучение информатики в школе трудно переоценить. Без создания "ИКТ-грамотных" школьников, без формирования соответствующей технологической инфраструктуры никакое дальнейшее развитие процессов информатизации школы невозможно. Информатика преподается в школе с 1 класса. В школе шестой год существуют классы с углубленным изучением информатики. За последний год произошло обновление содержания курса предмета.

Освоение информационных технологий предметниками идет очень быстро. В школе есть медиатеки по предметам, которые постоянно пополняются. Компьютеры стоят в кабинетах математики, логопеда, начальной школы, физики, химии, английского языка, в библиотеке, учительской, инструкторской учителей физической культуры и даже в тире. Четыре мультимедийных проектора часто используются предметниками благодаря легкому доступу в оборудованные кабинеты. Два цифровых фотоаппарата, цифровая видеокамера постоянно в работе. Появилась возможность проводить мультимедийные уроки, уроки с использованием компьютера, интегрированные уроки, делать цифровые фотографии, демонстрировать презентации, энциклопедии, обучающие программы не только в среднем и старшем звене, но и в младшей школе.

У учащихся появилась возможность работать в среде обучающих программ на уроках. В основном используются электронные уроки и энциклопедии компании "Кирилл и Мефодий". Широко стала использоваться на уроках технология тестирования с использованием репетиторов. Ведется совместная работа учителей-предметников и учителей информатики. Интегрированные уроки тщательно продуманы, имеют серьезную мотивацию, демонстрируют тесную связь между предметами. Работы в создании и совершенствовании таких уроков еще предстоит много. Все это уже качественный скачок в информатизации школы. В школе проводятся круглые столы "Расширение межпредметных связей с помощью ИКТ и проектной методики".

На период с января 2006 по декабрь 2007 гг. школа заключила с МОИПКРОиК новый договор участия в экспериментальной работе "Проектная методика с использованием ИКТ". В рамках второго эксперимента школа начала работу над общешкольным проектом "Можно ли управлять будущим?".

Все это уже сейчас дает ощутимые результаты. В прошедшем году 4 педагога этой школы получили президентский гранд, причем 3 из них прошли курсы по программе Intel "Обучение для будущего". А победитель областного конкурса "Учитель 2006 года", Киселева Н. А. систематически использует проектную методику на своих уроках.

В перспективе развития школы - совершенствование информационного пространства школы:

o создание информационного библиотечного центра с доступом в Интернет,
o широкое использование административных программ для школы, диагностических программ социально-психологической службой и др.
o создание передвижного мультимедийного кабинета с набором ноутбуков и проекционной техники,
o создание компьютерного банка методических и дидактических материалов по всем предметам,
o широкое использование проектной методики с применением ИКТ,
o участие в сетевых проектах, дистанционных курсах повышения квалификации и др.

В этом году школа подала документы на грант в рамках Национальной программы "Образование". По словам директора Ирины Владимировны, первое, что будет приобретено на средства гранта - это интегрированная информационная среда "КМ-Школа". С широким спектром компьютерных инструментов для директора, завуча, учителя, учеников и их родителей, системного администратора школы, позволяющим в полном объеме использовать современные информационные технологии для решения всех задач организации и проведения учебно-воспитательной работы, директор познакомилась на семинаре, который проходил в Мурманском ИПКРОиК. "И даже если грант не будет получен - я найду возможность приобрести "КМ-школу" для своего учреждения!" - словам директора можно верить. Процесс информатизации образования, происходящий в стране, коренным образом изменил школу. Информационный образ жизни для педагогов и учащихся школы N 289 г.Заозерска стал нормой.


* Использован материал из выступления директора школы N 289 г.Заозерска на Областной научно-практической конференции "Информатизация образования Мурманской области: опыт, проблемы и пути их решения", 16-17.01.2007 г.

Источники информации

1. Румянцев И.А., Степанов С.А. Концепция среднего общеобразовательного учреждения постиндустриального общества//Информатика и образование. 2001. N 8.

2. Кальнин С.М. и др. Информационное проектирование учебного процесса: Учебное пособие. СПб.: Образование, 1997.

3. Короповская В.П. Комплексный подход к формированию информационной среды./Качество образования: содержание и управление. Региональная научно-практическая конференция 20-22 ноября 2001 г./ Сборник докладов и тезисов выступлений. ЗАТО Североморск. С.77-79.

4. http://www.km-school.ru/ Статья "Что дает КМ-Школа?"