RELARN-2007. Тезисы доклада

Учебно-методические разработки вузов в Рунете: анализ состояния и создание единой коллекции

Абрамов А.Г., Булакина М.Б., Иванников А.Д., Сигалов А.В.

Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика)
sigalov@run.net

Введение

В рамках Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды" (ФЦП РЕОИС) в течение 2002-2005 гг. проводились работы по созданию системы федеральных образовательных интернет-порталов [1, http://www.edu.ru]. Продолжением и развитием этих работ, направленным на интеграцию образовательных ресурсов федеральных порталов и других образовательных сайтов, стал проект создания информационной системы "Единое окно доступа к ресурсам образовательных порталов" [2, http://window.edu.ru], начатый в 2005 году.

Одним из компонентов данной информационной системы является полнотекстовая электронная библиотека учебных и методических материалов, ориентированная на различные категории участников учебного процесса и охватывающая все уровни образования. При информационном наполнении этой электронной библиотеки основное внимание было уделено учебно-методическим материалам, подготовленным в ведущих российских высших учебных заведениях, прошедшим экспертизу и изданным по решениям соответствующих советов.

В докладе рассматривается текущая ситуация с представлением открытых полнотекстовых учебно-методических ресурсов на официальных сайтах российских вузов и сайтах их структурных подразделений (факультеты, кафедры, библиотеки), обсуждаются проблемы и пути их решения. Представлены основные результаты работ по созданию единой электронной библиотеки, объединяющей тысячи электронных публикаций, разработанных в десятках вузах страны.

Полнотекстовые ресурсы в электронных библиотеках вузов

В настоящее время большинство крупных вузовских библиотек имеют электронные каталоги с открытым доступом через Интернет. Однако немногие из них предоставляют открытый доступ к полнотекстовым электронным версиям вузовских изданий. В результате просмотра сайтов большинства государственных вузов (более 500 сайтов) удалось обнаружить немногим более десятка электронных библиотек общевузовского масштаба, содержащих в открытом доступе достаточно обширные (сотни единиц) коллекции электронных версий выпущенных в вузе учебно-методических и научных изданий.

В качестве примеров вузовских электронных библиотек, предоставляющих открытый доступ к своим ресурсам и имеющих средства навигации и поиска, можно привести библиотеки Волгоградского (sor.volsu.ru), Калининградского (elib.albertina.ru), Оренбургского (artlib.osu.ru), Ростовского (open-edu.rsu.ru) государственных университетов, Северо-Западного заочного (elib.nwpi.ru), Тамбовского (www.tstu.ru), Ульяновского (venec.ulstu.ru), Уральского (study.ustu.ru) государственных технических университетов.

Несколько десятков вузов имеют электронные библиотеки с открытым доступом к своим каталогам и ограниченным доступом к полным текстам, предоставляемым зарегистрированным пользователям и/или только из локальной сети вуза. Примерами таких ресурсов с ограниченным доступом являются электронные библиотеки Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (abc.vvsu.ru), Красноярского государственного технического университета (lib.krgtu.ru), Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (portal.tusur.ru), Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова (lib.pomorsu.ru).

Значительное количество учебно-методических материалов вузов размещено в системах дистанционного обучения, но доступ к ним в подавляющем большинстве случаев разрешен лишь проходящим обучение зарегистрированным пользователям. Нетипичным примером-исключением является система дистанционного обучения Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики (de.ifmo.ru).

Учебно-методические материалы на сайтах факультетов, кафедр, лабораторий

Весьма значительное количество учебно-методических материалов с открытым доступом размещено на страницах сайтов отдельных подразделений вузов - факультетов, кафедр, лабораторий, научных групп, а также на персональных страницах преподавателей. В подавляющем большинстве случаев на таких страницах представлены небольшие (от нескольких единиц до нескольких десятков) подборки материалов, оформленные в виде статических списков со ссылками на файлы с полными текстами. Форматы представления материалов весьма разнообразны (даже в пределах одного сайта): от одного файла формата PDF или DjVu до архива, содержащего набор текстовых и графических файлов различных форматов.

В процессе просмотра множества вузовских, факультетских и кафедральных сайтов удалось найти сотни таких весьма содержательных тематических подборок. Однако внешнему пользователю (не студенту или сотруднику данного вуза) обнаружить данные ресурсы при целенаправленном тематическом поиске достаточно сложно.

Объединенная электронная библиотека

Наличие значительного количества распределенных по разным сайтам коллекций учебно-методических материалов, имеющих различную структуризацию, различные подходы к описанию ресурсов и различные способы представления, делает актуальной задачу интеграции ресурсов путем унификации их метаописаний, введения единой системы рубрикации и предоставлении интерфейса для доступа к ресурсам с возможностью контекстно-атрибутивного поиска. При этом реальная действительность такова, что рассчитывать на внесение каких-либо "навязанных со стороны" изменений в представление коллекций ресурсов их создателями не приходится.

Одним из возможных путей решения данной задачи является составление каталога, содержащего унифицированные метаописания ресурсов и ссылки на файлы с полными текстами, находящиеся на сайтах создателей этих ресурсов. Однако существенным недостатком такого подхода является отсутствие каких-либо гарантий стабильности интернет-адресов (url), представляющих собой ссылки на такие pdf-, doc-, djvu, zip-, rar-файлы. При изменении структуры сайтов (новый дизайн, использование иной веб-технологии и т.д.) может произойти изменение адресации. Кроме того, представление полнотекстовой версии в виде архива с наборами файлов является менее удобным для пользователей, чем в виде одного хорошо сверстанного PDF-документа. И, наконец, нередки случаи полного исчезновения отдельных страниц или даже целых сайтов, особенно если эти сайты кафедр/групп/преподавателей делались силами студентов и размещались на серверах бесплатного хостинга.

В силу сказанного выше для интеграции учебно-методических ресурсов вузов был выбран путь создания централизованной электронной библиотеки с физическим размещением файлов с полными текстами на сервере этой библиотеки. При составлении метаописаний и рубрикации ресурсов используется стандарт, принятый в системе федеральных образовательных порталов (www.edu.ru). Полные тексты публикаций размещаются в форматах PDF и DjVu. Оригинальные материалы, представленные в иных форматах (doc, rtf, PostScript, TeX и др.), преобразовываются в формат PDF.

Для доступа к ресурсам созданной электронной библиотеки разработан веб-интерфейс, в котором реализованы возможности контекстно-атрибутивного поиска (по названиям, авторам, контексту в аннотации, году издания), навигации по тематическим рубрикам, фильтрации по типам ресурсов.

Доступ ко всем ресурсам электронной библиотеки является открытым, не требует регистрации и не содержит каких-либо ограничений. Адрес электронной библиотеки в сети Интернет - http://window.edu.ru/window/library.

Создание электронной библиотеки является частью комплексного проекта "Единое окно доступа к образовательным ресурсам". Работы проводятся по заданию Федерального агентства по образованию в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.

Вопросы авторских прав и интеллектуальной собственности

В российском сегменте Интернета без ведома и разрешения авторов и издательств размещены тысячи полнотекстовых учебных изданий, наиболее часто представленных в виде отсканированных копий печатных изданий. В отличие от такого "подхода" в электронную библиотеку ИС "Единое окно" включаются оригинальные материалы, представленные в открытом доступе на сайтах их создателей/правообладателей или переданные ими в редакцию электронной библиотеки для открытой публикации. С вузами заключаются соглашения о предоставлении разрешения на размещение электронных копий публикаций, а авторам выдаются свидетельства о публикации материалов в федеральной учебно-методической электронной библиотеке. В метаописаниях ресурсов, включенных в библиотеку, обязательно указываются все авторы, дается библиографическая ссылка и приводятся сведения об источнике ресурса (вуз, факультет/кафедра) со ссылками на соответствующие сайты.

Результаты работ

В настоящее время электронная библиотека ИС "Единое окно" включает более 11 тысяч электронных публикаций, в числе которых учебные и методические пособия, конспекты лекций, задачники, лабораторные практикумы, учебно-методические комплексы, вузовские монографии, справочники. Тематический спектр весьма широк и охватывает все направления высшего профессионального образования. Представлены ресурсы более 60-ти вузов. Статистика посещаемости сайта и отзывы посетителей свидетельствуют о востребованности ресурсов электронной библиотеки.

Работы по созданию и информационному наполнению электронной библиотеки учебно-методической литературы как одной из составных частей информационной системы "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" продолжаются. Проводится анализ текущего содержания библиотеки и определяются образовательные направления, по которым дальнейший сбор ресурсов представляется наиболее актуальным.

Литература

1. Иванников А.Д., Булгаков М.В., Гридина Е.Г. Современное состояние и перспективы развития системы федеральных образовательных порталов // В сборнике научных статей "Интернет-порталы: содержание и технологии". Выпуск 3 / Редкол.: А.Н. Тихонов (пред.) и др.; ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М.: Просвещение, 2005. - С. 12-25.

2. Иванников А.Д., Булгаков М.В., Гридина Е.Г., Булакина М.Б., Сигалов А.В. Создание и перспективы развития ИС "Единое окно доступа к ресурсам образовательных порталов" // "Открытое образование": Научно-практический журнал по информационным технологиям в образовании, 2006, N4. - С. 15-21.