Любая тема - исследовательская

Лапшева Елена Евгеньевна
СарИПКиПРО

Храмова Марина Викторовна
педагогический институт СГУ им. Н.Г. Чернышевского

Аннотация. Одна из сторон современной системы образования, за которую ее постоянно критикуют, - ориентация на репродуктивное воспроизведение знаний. Несмотря на то, что в "академических" знаниях много хорошего, простое усвоение их не дает возможности учащимся быть конкурентно способными в изменяющемся мире. Альтернативой простому воспроизведению знаний является поиск учеником решений проблем, возникающих в его жизни. К сожалению, учителя психологически оказываются не готовы видеть исследования в школьной программе и стать консультантом для ученика в его "научном" поиске.

Программа IntelÒ "Обучение для будущего" видит своей задачей не только обучение информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), но и применению их в исследовательской деятельности ученика. Проблема, с которой сталкиваются учитель и учащийся - неумение найти проблемы исследований по темам школьного курса. Порой кажется, что все давно изучено и понятно, что данная тема не может содержать в себе исследовательской деятельности. В итоге тьютору программы IntelÒ "Обучение для будущего" вместе со слушателем приходится менять уже взятый в разработку материал.

Данный тренинг поможет слушателям курсов построить вопросы для ученических исследований по любой выбранной теме. В тренинге раскрывается один из приемов комплексного анализа какого-либо объекта (процесса, явления).

Системный анализ "дает метод исследования, представления и преобразования информации и объектов, при котором сложное можно представить через простое, не теряя при этом связи изучаемой части и целого, что очень важно в такой сложной деятельности, как творческий поиск..." [1]

Цели и задачи тренинга:

Ход тренинга

Тренинг рассчитан на 45 минут при условии формирования четырех микрогрупп.

1. Разбиение на микрогруппы по 2-3 человека. Каждой микрогруппе можно дать направление: физики, биологи, филологи, химики, географы, учителя начальных классов и т.д. При желании некоторые слушатели могут работать по одному. (2 мин.)

2. Ведущий тренинга рассказывает о принципах системного анализа. (5 мин.)

3. Ведущий тренинга предлагает всем какой-либо процесс (объект, явление). Например: река, солнце, нефть (большая идея). (1 мин.)

4. При помощи памятки каждая микрогруппа ищет систему в "большой идее" и разрабатывает 12 вопросов, касающихся предложенного процесса (объекта, явления) в рамках своего направления. Этот шаг сводится к выявлению и словесному определению следующих понятий: надсистема, в которую входит объект; главная полезная функция объекта; перечень подсистем объекта; структура системы. Полное и правильное представление о системе можно получить, лишь осуществив это исследование в трех аспектах: предметном, функциональном и историческом. В процессе обсуждения микрогруппа заполняет таблицу вопросов.(15 мин.)

5. Представление результатов каждой микрогруппой. Для активизации работы членов других микрогрупп можно назначить оппонентами в роли "директора школы", "учащегося", "научного руководителя (ученого)" и "представителя родительского комитета" при анализе каждого выступления. (По 5 мин. на микрогруппу.)

6. Подведение итогов тренинга. (2 мин.)

Литература

1. Титов В.В. Системно-морфологический подход в технике, науке, социальной сфере. http://www.metodolog.ru

2. Кудрявцев А.В. Методы интуитивного поиска технических решений. http://www.metodolog.ru