RELARN-2006. Тезисы доклада

"В гости к У. Диснею, или как научиться планировать проект"

Васильева Галина Ивановна

Пушкиногорский РРЦ
Псковской области

"Блестящим планам везет на проектировщиков,
скверным везет на исполнителей"
(В.Брудзиньский)

Аннотация В своей тьюторской работе я встретилась с проблемой - на курсах обучения по программе Intel "Обучение для будущего" учителя создают хорошие проекты, возможно, они увлечены, так как для них это новая работа, им помогает тьютор. Затем происходит спад активности, многие проекты оказываются не реализованными. Возможно из-за большого объема материала тьютор не достаточно времени уделяет вопросу планирования проекта с учащимися. Поэтому необходимо, прежде всего, в первом модуле показать, как можно интересно, творчески планировать проектную работу с детьми с использованием интерактивных методических приемов.

Цели тренинга:

- познакомить слушателей с проектным методом
- создать условия для формирования своего понимания возможностей метода французских мастерских и интерактивных методических приемов (стратегий) при планировании проекта с учащимися
- пробудить интерес к предстоящей работе
- способствовать формированию у участников тренинга новых интеллектуальных, коммуникативных и информационных компетенций

Задачи тренинга:

- повышение интереса к проектному методу
- знакомство с технологией метода французские мастерские и возможностей использования данной технологии и стратегии У.Диснея отдельно при планировании проекта

Ожидаемые результаты

- слушатели будут иметь более четкое представление об особенностях метода проектов и планирования проекта с учащимися

Аудитория: слушатели программы (2 группы по 6 человек)

Методы организации работы: Форма проведения тренинга - французская мастерская с использованием стратегии У.Диснея или стратегии мыслительных стульев.

Оборудование:
Компьютеры, проектор, "Билет на вход", раздаточный материал, презентация тренинга, презентация "Проект", стул "Мечтателя", "Реалиста", "Критика", "Билет на выход".

Общая протяженность тренинга: 1 час 40 минут

Алгоритм построения французской мастерской:

1 этап - этап "схвачивания" или "индукции"- стремится вызвать чувства. Начало должно быть неожиданным, важно пробудить интерес к предстоящей работе. Это своеобразный толчок, вызывающий положительное или отрицательное отношение к проблеме, явлению, событию. Индуктор может быть разным - от звука, слова до образа или любого предмета.

2 этап - деконструкция, этап прозрения, разочарования в полноте и совершенстве имеющихся знаний. Каждому предоставляется возможность проявить инициативу в определении путей поиска нового знания.

3 этап - организующего ядра, мастер предлагает разнообразный материал в виде текстов, таблиц, предметов и т.п., что способно пробудить новый взгляд.

4 этап - этап созидания, творения нового знания.

5 этап- социализация, это этап показа своих наработок, идей...

6 этап- корректировки, внесения изменений, дополнения.

7 этап- рефлексия.

Результат мастерской - сам познавательный процесс, позволяющий каждому выстроить свое знание, понимание.

Психологическая составляющая - необходимо создание благоприятной комфортной обстановки, располагающей к раскрепощению, проявлению инициативы.

В начале тренинга - "погружение в работу". Игровой прием "Хлопки"

Цель- создание положительного эмоционального настроя на работу.

В заданном темпе каждый участник хлопает в ладоши один за другим и в обратном направлении. Главное, не сбиться с темпа. По команде: "Хоп" сразу меняется направление, по которому отбиваются хлопки. Ведущий усложняет темп.

В конце занятия заполняется "Билет на выход" (каждый выполняет письменно)

Цель - формирование самооценки работы в группе.

  • Ф.И.------
  • Критерии оценки.1. -совсем не присутствуют, 7 - максимально присутствуют
  • Я развиваю идеи других членов группы----- баллов.
  • Я активно участвую в обсуждении---- баллов.
  • Я предлагаю ценные для группы идеи----баллов
  • Я слушаю внимательно, уточняю, обобщаю--- баллов.

Педагогическая составляющая- использование интерактивных методических приемов.

Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия с другими людьми. Метод проектов также относится к интерактивному обучению. Технология проектирования вырабатывает у учащихся навыки социального общения. Ученик почувствует себя творцом. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым.

Стул "мечтателя" (предлагаются самые фантастические идеи о том, что такое проект, как можно спланировать проект с детьми, главное правило - запрет критики)

Стул "реалиста"- раскрывается реальное положение дел, какого- либо вопроса (как спланировать проект с детьми)

Стул "критика"- Чем я могу помочь реалисту при планировании проекта?

Мастерская письма РАФТ

Основной задачей для выполняющих это задание будет описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Сложность задачи еще и в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается.

Роль - учитель, ученик, гость... Аудитория - класс, друг... Форма - рассказ, эссе, заявление. Тема - Планируем проект

Начинать надо с темы. Затем выбирать роль, форму и аудиторию. Данное задание позволит учителю увидеть насколько понятно, интересно изложит он тему (тренинга, урока и т.п.). Слушатели (ученики) приобретут навыки письменной рефлексии.

Многое зависит от учителя, если он грамотно спланирует проект, научит детей правильно составлять основополагающий, проблемный вопрос, компетентно проводить исследовательскую работу, будет умело направлять работу учащихся, тогда идея проектировщика (педагога) и результат исполнителей (учеников) обязательно совпадет.

Информационные ресурсы

1.Большая книга о маленькой коле под.ред. Т.В.Светенко, И.В.Галковской.- Псков.: ПГПИ, 2003

2.О.А.Казанский Игры в самих себя Москва, 1995

3.Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат - М., 2000.

4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат - М., 2000

5.Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. - Том 1. Сост. Е.А.Генике, Е.А.Трифонова, под общ.ред. Л.И.Семиной.- М.: Изд- во "Бонфи", 2002.