RELARN-2005. Тезисы доклада.

Все на дистанцию! Формирование портфолио учителя

Николаева Вера Александровна, Николаев Владимир Алексеевич

ГОУ Московский колледж автоматики и информационных технологий N20 (центр образования "ЮНИОР"), г. Москва
vnikolaeva@mail.ru

Учить можно по-разному. Некоторые учителя видят свою задачу в том, чтобы вбить в головы учеников определенный объем информации, после чего у них (учеников) пропадает всякое желание учиться. По-моему, настоящий учитель - тот, кто ведет своих учеников за собой в увлекательный мир знаний и помогает создать платформу для их самостоятельного развития, творчества.
Вера Александровна! Вы - настоящий УЧИТЕЛЬ!!!
Отзыв в гостевой книге.
Автор отзыва Карпова Надежда Николаевна,
учитель английского языка, средняя школа N 641 им. Сергея Есенина, г. Москва

В последнее время технология портфолио завоевывает все большую популярность. Портфолио (портфелем достижений кандидата) интересуются работодатели при приеме на работу. Не исключено, что в скором будущем абитуриенту при поступлении в институт необходимо будет предъявлять портфолио в приемную комиссию. Поэтому, еще в прошлом учебном году мы с моими учениками 10-го класса начали формировать их портфолио. Тогда, на летней практике 2004 года, мы изучали программу Adobe Photoshop, а индивидуальные работы ребята создавали в качестве закрепления полученных на практических занятиях умений. Работая проектным методом, мы преследовали и еще одну цель - развить их творческие способности, фантазию, способствовать развитию их личностей. Здесь еще и еще раз я хочу выразить большую благодарность ЦДО "Эйдос" и его руководителю, доктору педагогических наук, академику Международной педагогической академии Хуторскому А.В.. Так как именно олимпиадные задания по компьютерной графике и методику этого центра я использовала в нашей работе, предварительно получив разрешение на это оргкомитета дистанционной олимпиады ЦДО "Эйдос".

Результаты получились очень интересные. Ребята работали продуктивно, творчески и с большой фантазией. Сколько находок ими было сделано! Сколько прекрасных работ было создано! Как светились их лица, горели глаза, когда им удавалось придумать что-то оригинальное, когда их хвалили товарищи за удачно найденные художественные решения!

Тогда, в июне 2004 года всего за десять учебных дней 12 школьников создали 113 графических работ. Лучшие из них я разместила на своем веб-сайте. В Сети представлены образцы бейджиков участников конкурса по веб-дизайну, фоновые рисунки, логотипы школы, визитные карточки, созданные с использованием разработанных учащимися логотипов, этикетки для компакт-дисков с портфолио (http://www.junior.ru/nikolaeva/tvrab/tvrab2004.htm)

Отдельно на страницах веб-сайта представлены коллажи (http://www.junior.ru/nikolaeva/kollaz/kol2004.htm) и баннеры для веб-сайтов, которые были созданы моими учениками в прошлые года (http://www.junior.ru/nikolaeva/bann/ban2004.htm).

В этом 2004 / 2005 учебном году мы с ребятами продолжили работу над созданием портфолио. Приобретя такой интересный опыт работы с графикой, ребята создали свои образовательные веб-сайты, каждый из которых является уникальным авторским произведением компьютерного искусства. Эти работы я считаю нашей большой творческой победой!

Веб-сайты моих учеников вы можете посмотреть в Сети со страницы оглавления http://www.junior.ru/nikolaeva/students.htm

Работы каждого школьника записаны на его личный компакт-диск. Эти компакт-диски являются составной частью портфолио учащихся. Я уверена, что с таким портфолио мои ученики будут востребованы в любой фирме, связанной с дизайном. Портфолио поможет им при поступлении в ВУЗы или другие учебные заведения.

Получив такой положительный опыт в работе с учениками, я решила предложить и московским учителям заняться формированием собственных портфолио. Для этого в 2005 / 2006 учебном году я буду вести новый дистанционный курс.

Вот уже семь лет, с 1998 года по настоящее время, я работаю в Московском институте открытого образования (бывшем МИПКРО) на кафедре информационных технологий в должности старшего преподавателя, провожу занятия по повышению квалификации учителей Москвы. Шесть лет из семи я веду занятия дистанционно. Мой первый дистанционный курс рассчитан на слушателей, имеющих начальные навыки владения компьютером или вообще не имеющих навыков (начинающих пользователей). В этом курсе я преподаю наиболее распространенные прикладные программы Microsoft Word и Microsoft Power Point. А так как мои дистанционные ученики только начинают осваивать информационные технологии, обучение построено по традиционной методике "делай, как я". Каждое занятие, рассчитанное на 6 часов работы, включает в себя теорию, практические упражнения и ответы на вопросы теста. Всего в первой части курса, при изучении Microsoft Word, слушатели выполняют 40 упражнений. И это, безусловно, немало. Но лишь во второй части курса (Microsoft Power Point) я предлагаю слушателям сделать несколько презентаций по своему вкусу, то есть только там они создают индивидуальные творческие работы. Всего таких работ-презентаций - четыре. По результатам обучения на курсе (в качестве зачета) каждый учитель создает еще одну свою творческую работу.

На моем личном веб-сайте вы найдете отзывы моих дистанционных слушателей и их выпускные работы (http://www.junior.ru/nikolaeva).

Новый дистанционный курс рассчитан на учителей, имеющих навыки владения информационными технологиями (на продвинутых пользователей). Он будет способствовать развитию творческой самореализации слушателей, освоению ими навыков телекоммуникационной деятельности. В этом курсе я постараюсь использовать элементы эвристического обучения. А конечным образовательным продуктом для каждого учителя станет набор творческих работ, с которого и начнется формирование их портфолио.

В программе курса запланировано:
1. Регистрация собственного домена в сети Интернет. Создание веб-страницы по образцу и размещение ее на личном веб-сайте в Сети.
2. Настройка почтовой программы Microsoft Outlook Express. Создание писем в формате HTML.
3. Сканирование и обработка графических изображений в программе Adobe PhotoShop.
4. Создание образовательных продуктов в текстовом процессоре Microsoft Word.
5. Microsoft Front Page. Язык HTML. Создание личной веб-страницы.
6. Создание образовательных продуктов в Microsoft Power Point с использованием ресурсов сети Интернет и обучающих CD.
7. Разработка Интернет-урока и размещение его на личном веб-сайте в Сети.

Для повышения эффективности обучения во время занятий будет проводиться телеконференция, где субъекты дистанционного учебного процесса смогут прояснять вопросы, возникающие во время обучения, в асинхронном режиме. Возможно, для обсуждения индивидуальных работ будут проведены и чат-занятия.

Все работы, созданные на курсе, будут иметь практическое применение в работе учителя: в учебной деятельности, методической работе и так далее.

Адрес веб-страницы дистанционных курсов повышения квалификации 2004 / 2005 года: http://www.junior.ru/nikolaeva/dist_courses2005.htm

Адрес "зеркала" моего личного веб-сайта
http://vnikolaeva.narod.ru/