RELARN-2005. Тезисы доклада.

Обучение проектно-исследовательской деятельности младших школьников в рамках программы Intel "Обучение для будущего"
(Из опыта работы)

Наумова Н.И.

Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского

Ценность современного образовательного процесса определяется его направленностью на формирование у ребенка потребности и способности к саморазвитию.

Формирование названных потребностей и способностей возможно в условиях такой организации обучения, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач.

Обеспечению этих условий в образовательном процессе способствует возвращение в школьную практику метода проектов.

В настоящее время проектирование как средство решения дидактических задач получило серьезную разработку в программе Intel "Обучение для будущего" при поддержке Microsoft.

Основу технологии обучения по данной программе составляет организация проектно-исследовательской деятельности, которая характеризуется как деятельность по проектированию собственного исследования (См.: Леонтович 2003: 13).

Известно, что по своему целеполаганию, содержанию и характеру деятельности проектирование в наибольшей степени соответствует подростковому возрасту, поскольку последняя формируется через построение "ребенком собственной субъектности как субъектности авторства" (См.: Поливанова 1996). Неслучайно проектная технология активно внедряется в качестве ведущей (при сохранении традиционных форм) в подростковую школу.

Однако проектно-исследовательскую деятельность можно рассматривать как один из путей усвоения содержания обучения и для младших школьников.

Чтобы ребенок мог участвовать в проектировании, он должен уметь самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, обладать способностью прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умениями устанавливать причинно-следственные связи. По данным психологов, названные умения начинают усваиваться детьми к концу 3 класса, если усвоение знаний организуется учителем как их постоянный поиск с группой сверстников. Саму же проектную деятельность психологи рассматривают как зону ближайшего развития младшего школьника (См.: Цукерман 2000).

Возможность внедрения программы "Обучение для будущего" в практику обучения начальной школы определяется тем, что современный младший школьник легко осваивает компьютер. К тому же в перспективе предполагается достаточная обеспеченность учащихся начальной школы компьютерной техникой.

Однако учет возрастных возможностей младших школьников требует внести ряд уточнений в методику организации проектно-исследовательской технологии:

1) в начальных классах проектная и исследовательская деятельность должны стать специальным предметом обучения;
2) проект исследования младших школьников в большей степени предопределен (подсказан) взрослыми;
4) по объему - это мини-проект,
5) по способу построения - "квази-исследовательский";
6) по форме - это групповое проектирование, индивидуальная работа возможна на уровне выполнения отдельных действий;
7) в рамках программы "Обучение для будущего" особым предметом освоения младших школьников при выполнении проекта должны стать компьютерные программы и их возможности.

Организация обучения через проектирование и исследование требует кардинальных изменений в деятельности учителя.

Включению ребенка в проектно-исследовательскую деятельность будут способствовать интерактивные методы (приемы) обучения, такие как групповая дискуссия, мозговой штурм, звездочка обдумывания, ролево-деловые игры. Применение таких методов опирается на инициативность, самостоятельность и активность учащихся в ходе проектирования и исследования. Задача учителя - создать условия для их инициативы, поддержать ("фасилицировать") процесс выработки нового опыта. Чтобы ребенок был инициативен, учитель должен отказаться от роли "носителя информации" и роли арбитра. При таком обучении учитель выступает как помощник, сопровождающий собственный поиск участников (См.: Кларин 2000: 15).

На разных этапах организации проектно-исследовательской деятельности учащихся учитель выступает в различных ролевых позициях:

- проектировщик: проектирует основные вехи проектно-исследовательской деятельности учащихся до ее выполнения;
- фасилитатор-консультант, побуждает к самостоятельному поиску задач и их решений, владеет способами задавать вопросы исследовательского типа, при этом создает атмосферу безопасного выражения учениками своего мнения;
- координатор, помогает отследить движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания, а также выполняет процедурные функции (например, определение очередности высказываний).

На других этапах исследования, где учащемуся требуются дополнительные знания или навыковые операции, учитель работает в позиции мастера, помогающего приобрести недостающий теоретический или практический опыт.

Все выше названные позиции учитель может выстраивать при условии владения им соответствующими средствами. К таким средствам относятся эмоциональные позиции (например, непонимающего, сомневающегося, внимательного слушателя), игровые позиции (например, герой-вдохновитель, заказчик, спорщик (М.В.Каминская)).

В нашем варианте методики своеобразным помощником учителя в построении и удержании различных педагогических позиций на разных этапах организации проектно-исследовательской деятельности учащихся стал специально созданный обучающий сайт "Учимся проектировать и исследовать", на котором помещаются дидактические пособия разного типа.

Организация первого этапа работы над проектом осуществлялась на основе двух пособий: листа планирования "Планируем исследование" и "Помогалка", электронное пособие, включающее небольшие информационные тексты, задания и вопросы по их осмыслению.

Содержание листа планирования составляют:
- указания на то, что должно стать объектом обсуждения детей;
- "намеки" на то, как организовать свою деятельность;
- информация о том, где можно найти ответы в случае затруднений при обсуждении процедуры исследования (ссылки на "помогалку").

Вариант такого листа отпечатывается для каждой группы, и дети заполняют его в ходе работы.

Чтобы учащиеся пытались самостоятельно преодолеть затруднения в ходе проектирования исследования и заполнения листа планирования, на сайте предусмотрено электронное пособие информационного типа "Помогалка". В "Помогалке" изложена информация, недостающая в опыте младшего, но необходимая ему для проведения исследования. Для осмысления данной информации составлены задания и вопросы. В "Помогалке" выделены следующие разделы: "Об исследовании и проекте", "Придумываем название проекту", "Высказываем предположения, обдумываем, что будем узнавать, исследовать", "Как люди исследуют?", "Как составить план исследования?" и др.

После того как дети с помощью учителя и самостоятельной работы с информацией "Помогалки" заполнят основные разделы листа планирования, они переходят на второй этап исследования.

Содержание второго этапа работы над проектом составляет самостоятельная деятельность учащихся по созданию рабочих материалов, накопление фактов, информации, их осмысление, систематизация.

Для успешной организации проектной деятельности младших школьников важно продумать места самостоятельной работы. В нашем варианте они представляют собой веб-страницы обучающего сайта.

В нашем методическом варианте выделены разные по назначению места самостоятельной работы детей:
- места, содержащие информацию для проекта ("Электронная библиотека", "Электронный архив", "Электронный музей"). Назначение таких мест - помочь детям накопить рабочие материалы к проекту.
- мастерские; в них дети осваивают способы обработки и оформления накопленной информации ("Исследовательская лаборатория", "Мастерская слова", "Электронная мастерская", "Творческая мастерская").

Остановимся более подробно на характеристике названных мест.

Содержанием страниц, предназначенных для изучения и накопления детьми информации, является перечень доступных для прочтения ребенком книг и журналов, словарные статьи, цитаты, фрагменты научно-популярных статей, иллюстрации, различные заготовки и т.п., а также вопросы и задания к ним, помогающие ребенку осмыслить информацию, соотнести ее с темой проекта. Информационный материал для страницы подбирается по принципу избыточности-недостаточности. Избыточность материала способствует формированию умения ориентироваться в информации, выбирать из нее нужные сведения, а недостаток информационного материала на странице мотивирует детей к поиску его в других доступных источниках (которые также указаны на странице).

Большинство заданий, которые предлагаются ученикам на странице, задуманы так, что ставят ребенка в ситуацию выбора. Они носят не обязательный, а рекомендательный характер. Это является одним из важных условий поддержания инициативы ребенка.

Приведем примеры заданий, которые могут сопровождать информационный материал на странице "Электронная библиотека".
- На странице словаря вы можете найти толкование нужного слова. Может ли оно что-то прояснить в вашем исследовании? Если да, то копируйте его и поместите в копилку проекта.
- Прочитайте часть из статьи. Есть ли в этом отрывке что-то нужное для проекта? Какой конкретно материал вам может понадобиться?
- Какую информацию вы не нашли в электронной библиотеке? Может стоит обратиться к электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия?
- Можете ли воспользоваться Интернетом, чтобы найти информацию к вашему проекту? Определите ключевые слова, которые помогут в поиске.

Для ребенка, участвующего в исследовательском проекте, промежуточной задачей является конструирование средств получения, обработки и оформления информации. Для этого предназначены мастерские и лаборатории. В них содержатся различные образцы средств работы с материалом, рекомендации к их использованию, инструкции к созданию собственных средств и др.

Так, веб-страница "Исследовательская лаборатория" предназначена для того, чтобы помочь ребенку научится создавать анкету, составлять план наблюдения, разрабатывать программу эксперимента.

На веб-странице "Мастерская слова" предусмотрен небольшой спецкурс, направленный на обучение детей жанрам оформления результатов исследования. В рамках программы "Обучение для будущего" учащимся предлагается освоить три основных жанра: электронная презентации, электронная публикация в ее разновидностях (информационный бюллетень, буклет, рекламные листы, календари и др.) и веб-сайт проекта.

В рамках спецкурса принята следующая последовательность в изучении каждого жанра: осмысление коммуникативной ситуации использования данного жанра, показ жанра в электронном варианте, анализ образца с целью выделения основных признаков жанра, уточнение признаков на основе сравнения положительных и отрицательных примеров, выработка критериев оценки жанров.

Веб-страница "Электронная мастерская" содержит рекомендации, помогающие ребенку осваивать компьютерные программы, посредством которых будут обрабатываться и оформляться результаты исследования.

Задания "Творческой мастерской" направлены на оказание поддержки ребенку в оформлении материалов проекта с точки зрения дизайна.

Выполнив проект, учащиеся переходят на последний этап, где организуется защита выполненных проектов. На обучающем сайте предусмотрена специальная веб-страница, которая становится местом презентации всех созданных детьми проектов. Эта страница организуется по типу форума, где дети не только могут увидеть созданные одноклассниками проекты, но и высказать свое мнение о них в письменной форме.

Заключительным моментом деятельности учащихся по проекту является выполнение ими дидактических заданий, проверяющих освоение программного материала по разделу.

Отметим, что предлагаемые дидактические средства отличаются от традиционных дидактических средств. Эти средства могут содержательно обновляются учителем при подготовке к очередному проекту.

Предлагаемая нами методическая модель обеспечения проектно-исследовательской деятельности учащихся уточнялась применительно к конкретным проектам, которые выполняли студенты факультета начального и специального образования ПГПУ. С опорой на предложенную модель и рекомендации авторов программы "Обучение для будущего" студентами была создана коллекция сайтов, представляющая собой учебно-методические материалы по организации проектов по русскому языку для начальной школы.

Работая по программе со студентами факультета начального и специального обучения мы пришли к выводу, что учитель, готовясь к проведению проекта с младшими школьниками создает обучающий сайт проекта. Это своего рода учебное пособие (своеобразный учебник), который готовит учитель до проведения проекта (См. структуру обучающего сайта в файле схема 1. Находясь на страничках сайта, ученик получает рекомендации, как действовать, находит некоторую информацию, которую в силу своего возраста он не может добыть сам.

Обучающий сайт содержит два типа информации: постоянную и сменную, которую меняет учитель в зависимости от содержания проекта.

Литература

Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся. - Исследовательская работа школьников. - 203. - 4 (6). - С.12-17.

Загвязинский В.И., Астаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.

Каминская М.В.Психологическая технология педагогической деятельности диалогического типа. - Иваново: Арт Виста, 2000.

Кларин М.В. Интерактивное обучения. - Педагогика. - 2000. - N 7. - С. 12-18.

Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности. - Исследовательская работа в школе. - 2003. - N 4 (6). - С.12-17.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.

Обучение для будущего (при поддержке Microsoft) - М.: Издательско-торговый дом "Русская Редакция", 2004.

Поливанова К.Н. Некоторые подходы к проектированию подростковой школы. - Психологическая наука и образование. - 1998. - N 1. - С.103-105.

Цукерман Г.А. Две фазы младшего школьного возраста. - Психологическая наука и образование. - 2000. - N 2. - С.45-67.