Дистанционный курс "Организация учебной исследовательской деятельности учащихся"

Лапшева Елена Евгеньевна

Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
lapsheva@yandex.ru

Вашему вниманию представляется дистанционный курс "Организация учебной исследовательской деятельности учащихся", разработанный в рамках конкурса "Виртуальные ангелы".

Методика и технология проведения дистанционного курса "Организация учебной исследовательской деятельности учащихся" разработана на основе концепции продуктивного обучения (Хуторской А.В.). Идея данной концепции в понимании образования как деятельности по созданию конкретного результата - образовательного продукта. В данном курсе планируется, что слушатели по мере прохождения обучения создадут подробный план учебного исследования, которое можно будет провести со школьниками в рамках факультативных занятий.

Предлагаемый курс дистанционного обучения предназначен, главным образом, для учителей-предметников естественнонаучного цикла средних общеобразовательных школ. В этом курсе не будет рассказываться о содержании конкретного предмета (физики, химии или географии). В нем будет сделана попытка познакомить учителей с проблемами научного исследования. Курс направлен на учителей, которые хотят факультативно заниматься с детьми, интересующимися его предметом сверх школьной программы.

В курсе даются рекомендации о правильном формировании исследовательских групп учащихся, о роли учителя, как руководителя исследования.

Данный курс предполагает затраты значительного времени слушателя на поиск информации по конкретным вопросам своего предмета: описание открытий и методов исследования, используемых в данной конкретной науке. В курсе даются тренинги, направленные на определение собственного стиля мышления, выбор проблемы исследования, методов исследования. В течение каждого занятия дается несколько вопросов. В результате слушатель создает эссе, включающее в себя связанный рассказ с ответами на вопросы данного занятия.

Ведущий курса - дистанционный педагог - является, прежде всего, заинтересованным собеседником слушателя. Ведущий курса прежде всего пытается так вести занятия, дискуссии, чтобы слушатель сам смог найти ответы на возникающие вопросы.

При выборе способов общения в рамках дистанционного курса, прежде всего будет использоваться электронная почта, как наиболее доступный способ передачи информации для школ в нашей области. Наш институт уже имеет положительный опыт проведения дистанционных курсов с использованием только электронной почты.

Слушатели курсов будут обеспечиваться учебными материалами по изучаемой тематике и алгоритмизированными инструкциями. Курс дополнен большим списком дополнительной литературы для самостоятельного изучения как на бумажном носителе, так и Интернет-метериалами.

Логичным продолжением дистанционного курса "Организация учебной исследовательской деятельности учащихся" может быть курс "Математическое моделирование. Численные методы. Компьютерный эксперимент".

Литература

1. http://www.research.mifp.ru/stud_res.html - Департамент научных исследований. Портал Московского международного института эконометрики, информатики, финансов и права

2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: - технология развития. - СПб: Издательство "Альянс "Дельта", 2003.