RELARN-2005. Тезисы доклада.

Интернет-государство учителей - итоги и перспективы

Никуличева Наталия Викторовна, Кузнецов Евгений Васильевич

Колледж автоматизации и информационных технологий © 20 (Центр Образования "Юниор") г. Москвы, Детский образовательный центр г. Красноярска
nikulicheva@mail.ru

Интернет-государство учителей - итоги и перспективы
Проект ИнтерГуру решает задачу познания себя.
Цой Любовь Николаевна

Интернет-государство учителей http://www.intergu.ru уже существует почти полтора года! Как сказал один гражданин нашего государства в форуме, "умирать не собирается, а это уже результат!"

Проект создан при поддержке Министерства Образования РФ, Федерации Интернет Образования, АНО "Компьютер и дети" при спонсорской поддержке фирмы "1С", фирмы "Кирилл и Мефодий", фирмы "Новый диск". Директор ИнтерГуру - Кузнецов Евгений Васильевич, директор Детского образовательного центра г. Красноярска. Члены оргкомитета государства (дирекция и ведущие территорий) работают дистанционно.

За полтора года в государстве "поселилось" 2273 граждан (на апрель 2005 года). География их расселения по политической карте обширна: Россия (79.82% участников), Эстония (11.99%), Казахстан (2.88%), Украина (2.43%), Беларусь (0.91%), а также Великобритания, Германия, Австралия, Дания, Израиль, Кипр, Соединенные Штаты Америки, Турция, Франция. На территории России наиболее активные граждане государства проживают в Москве, Красноярске, Санкт-Петербурге, Казани, Белгороде, Томске, Воронеже, Калининграде, Ярославле, Мурманске, Екатеринбурге, Омске, Новосибирске и др.

За март сайт посетило 3499 человек. С 1 декабря 2004 года - 15106 человек.

Граждане нашего государства живут по законам ИнтерГуру, имеют паспорта и собственные банковские счета, пользуются государственной валютой, покупают и продают свои труды, осваивают новые территории и создают их сами, объединяются по интересам в группы, партии и проводят в жизнь свои проекты, обсуждают самые наболевшие вопросы и ищут единомышленников.

На вопрос "Чем вас заинтересовал проект ИнтерГуру, чем помог, какие перспективы для себя и ИнтерГуру вы представляете?" граждане ответили так:

"Мы давно уже просто живем здесь", - Федотов Валерий Павлович (г. Санкт-Петербург)

"Для меня ГУРу - это интеллектуальный отдых между написанием научных статей, учебных пособий и лекций", - Цой Любовь Николаевна (г. Москва)

"Здесь имею возможность компенсировать ограниченность общения. Здесь нахожу ответы на многие свои вопросы. Работа в Гуру придает мне уверенность в реальной работе", - Бизяева Мария Арсентьевна (Нижегородская область, c. Конево)

"Отношусь к ИнтерГУру как к "виртуальному" инструменту и способу формирования и оформления (институализации) профессионального педагогического сообщества в РЕАЛЬНОСТИ общественной жизни страны", - Бахтин Андрей Юрьевич (г. Казань)

"Интергуру - часть жизни", - Галаган Сергей Игоревич (г. Москва)

"Я не могу сказать, ЧТО для меня ГУру, но понимаю, что уйти отсюда пока не получается. Даже если иногда кажется, что надо уйти", - Падалко Татьяна Васильевна (г. Бийск)

"На ГУРУ много отзывчивых и хороших людей. На ГУРУ, просто, тепло: А еще ГУРУ иногда бывает детским садом для взрослых: :=)))", - Татьяна Жилина (г. Улан-Удэ)

"Не знаю через сколько лет, но почему-то уверен, что сам не доживу до этого времени, ГУРУ представляется мне первым, но тогда уже не единственным международным виртуальным Государством, объединяющим образователей всего мира. "Образователей", потому что тогда уже станет ясно, то педагоги и учителя - это самая главная ценность, которая в третьем тысячелетии имеется. Они - кузнецы всеобщего будущего. Совсем не случайно автор идеи ИнтерГУРУ носит такую фамилию. Совсем не случайно возникло многозначительное сочетание ГУРУ. Совсем не случайно пошло все это из Сибири и Красноярска. "Не единственного", потому что к тому времени ГУРУ станет полноправным членом ООН, а виртуальные государства в Интернете станут не редкость. И Правительство электронное на ГУРУ будет международное, и виртуальная экономика с торговлей, и гурики станут международной валютой, придя на смену девальвированному доллару. И собственность земельная - Дирекция будет размещаться на каком-нибудь островке в океане, купленном акционерами ГУРУ", - Редюхин Владислав Иванович (г. Москва)

По наблюдениям, всех жителей государства можно условно разделить на 4 группы:

1 те, кто зарегистрировался и активно участвует в жизни ИнтерГуру

2 те, кто зарегистрировался, но не участвует в жизни ИнтерГуру, а наведывается иногда

3 те, кто зарегистрировался, но не участвует в жизни ИнтерГуру вообще

4 те, кто не зарегистрировался, но читает материалы ИнтерГуру, при этом не имея возможности участвовать в жизни ИнтерГуру

В среднем же посетителей на сайте государства в день насчитывается около 200 человек.

В ближайшее время планируется провести в государстве перепись населения на предмет выявления граждан третьей группы и лишения их гражданства. Впоследствии всем вновь прибывшим будет выдавать на первое время вид на жительство, и только по истечении определённого срока при условии их активной деятельности им будет выдано гражданство со всеми правами.

К началу проекта было открыто пять территорий:

1. "Инфотека"
2. "Педсовет"
3. "Педагогический класс"
4. "Коллекция фактов"
5. "Профи-консультант"
Чуть позже открылась территория
6. "Тест-центр"
За прошедший год добавилось ещё три территории:
7. "Академия"
8. "Букинист"
9. "CD-маркет"

Территории, открытые с начала проекта, развиваются и привлекают к себе всё больше граждан. По состоянию на апрель 2005 г. можно констатировать следующее.

На территории "Инфотека" собрано 1000 ресурсов по 34 отраслям. Это методические разработки, презентации, тесты, экзаменационные билеты, программы, игры, конкурсы, электронные тренажёры и т.д. Всё это - собственность ИнтерГуру. Граждане могут свободно этим пользоваться.

На территории "Педсовет" за полтора года граждане обсудили 310 тем, написали 24759 реплики.

На территории "Педагогический класс" было предложено и рассмотрено 74 педагогические ситуации, которым граждане ИнтерГуру дали серьёзные, шутливые, полезные, смелые и другие комментарии.

На территории "Коллекция фактов" было собрано 152 коллекции по 19 отраслям.

На территории "Профи-консультант" за полтора года были получены ответы на 440 вопросов, волновавших наших граждан.

Территория "Тест-центр" уже содержит 21 тест по разным областям знаний. Граждане могут проверить свои знания, заработав при этом гурики.

Новые территории также становятся популярными среди гурян.

Академия ИнтерГУру - сетевое общественное, профессионально-экспертное сообщество в рамках проекта ИнтерГУру. Академики - граждане ИнтерГУру, обладающие особыми правами и обязанностями, регулируемыми Положением территории. Академиками становятся уважаемые люди, которые ведут активную работу на территориях государства и способствуют его развитию. На сегодняшний день в академии состоят 10 академиков. Они вместе с дирекцией ИнтерГуру осуществляют правление государством.

Члены Академии дополнительно имеют право:

  • совещательного голоса в дирекции ИнтерГУру;
  • на замещение вакантных должностей в дирекции ИнтерГУру;
  • исключительного (расширенного и оперативного) доступа к ресурсам ИнтерГУру (информационным, программным, методическим, образовательным электронным);
  • на участие в работе территорий ИнтерГУру и мероприятиях ИнтерГУру в качестве эксперта, консультанта, аналитика, проектировщика, разработчика и т.д.;
  • на дополнительное поощрение своей деятельности (в том числе материальное) в ИнтерГУру и за его пределами в соответствии с Положением о ИнтерГУру.

Территория "Букинист" позволяет помещать предложения о продаже или заявки на покупку предметов и услуг на сайте. Граждане могут согласовывать условия и заключать сделки купли-продажи с другими гражданами. Торги проводятся по правилам аукциона в течение определённого срока.

Территория "CD-маркет". По инициативе фирмы "1С" и при поддержке фирм "Новый диск", "Кирилл и Мефодий", "Microsoft" открыт Интернет-магазин образовательных программных продуктов "CD-маркет", которые граждане ИнтерГУру могут приобретать за гурики. Посылка купленного в Интернет-магазине программного обеспечения осуществляется либо наложенным платежом, либо самовывозом из пунктов, где есть территориальные или региональные представители Интернет-государства учителей. На продажу выставлено 233 видов дисков. В период с 1.11.04 гражданами было приобретено более четырехсот образовательных компакт- дисков.

Проект ИнтерГУру открыт для творческих людей. Количество территорий может увеличиваться за счёт идей граждан. Если граждане государства имеют желание представить проект своей территории, выдвинуть кого-то на роль ведущего, то Дирекция готова рассмотреть идею и открыть новую территорию.

Государство ИнтерГУру имеет свою экономику. Граждане могут зарабатывать деньги, принимая активное участие в работе территорий (обсуждения на "Педсовете", в "Педагогическом классе"), выставляя на продажу свои разработки (территория "Инфотека"), учебную литературу (территория "Букинист"), консультируя граждан (территория "Профи-консультант"). Желающим заработать гурики предлагаются вакансии на "Бирже труда". Граждане могут составлять сводные отчёты по темам, которые обсуждались на "Педсовете", принимать участие в работе жюри Детского фестиваля "Умник". Кроме этого, граждане получают ежемесячную зарплату от государства.

Потратить свои деньги жители государства могут на приобретение разработок в "Инфотеке", покупку дисков на территории "CD-маркет", книг в "Букинисте". В этом и состоит связь виртуального государства с реалом. Движение средств в государстве привлекает граждан, они с интересом включаются в игру зарабатывания и трат денег, приобретая для своей профессиональной деятельности электронные и бумажные ресурсы.

Помимо "взрослых" территорий Интернет-государства учителей существуют и детские. Это Детский фестиваль "Умник" www.childfest.ru, который проводится при поддержке Министерства образования России, Управлений образования администрации регионов России.

Цели Фестиваля

- Создание условий для развития способностей к самообразованию детей различных социальных категорий вне зависимости от места проживания и удаленности от центров образования и культуры жителей регионов.
- Создание детского виртуального сообщества, основанного на принципах свободомыслия, объективности и независимости суждений, сотрудничества, пропагандирующего активный и здоровый образ жизни.
- Освоение Интернет-технологий, используемых для решения творческих образовательных задач.
- Включение детей и взрослых в новые формы содержательного досуга.

Участниками Фестиваля могут быть дети школьного возраста (в т.ч., незнакомые с компьютером), студенты ВУЗов, школьные учителя, педагоги дополнительного образования, родители. Участники объединяются в команды. Фестиваль представляет из себя набор проектов-заданий и специальных интеллектуальных приложений, проводимых в течение шести месяцев по определенному графику. Проекты - задания публикуются на сайте www.childfest.ru и рассылаются участникам по электронной почте (по подписке). У каждого проекта есть свой регламент (правила проведения, сроки), одновременно может быть выставлено несколько проектов с разными регламентами. Проекты могут быть разработаны по следующим направлениям: социальное, экологическое, техническое, культурно-историческое, гражданско-патриотическое и т.д. Задания-проекты Фестиваля создаются разработчиками проектов. Разработчиками заданий-проектов могут быть любые квалифицированные специалисты, общественные организации, студенты, координаторы и участники фестиваля, оформившие согласно соответствующим требованиям заявку на проект. Проекты рецензируются экспертами - высококвалифицированными специалистами в той области деятельности, которой посвящен представленный проект. Процедура рецензирования проекта состоит в выявлении слабых сторон проекта и совместной работе разработчика и эксперта по их устранению. Результатом этой процедуры может быть либо одобрение проекта, либо отказ в его приеме. Одобренный проект выставляется на фестивальный сайт и включается в рассылки. Каждый проект имеет рейтинг (в баллах). Максимальный рейтинг проекта - 100 баллов. Разработчик выставленного задания-проекта осуществляет его сопровождение в течение всего срока его действия, осуществляет проверку всех отчетов, выбор лучших для награждения и публикации. Команда выбирает по желанию, в каком проекте будет участвовать. Можно участвовать в нескольких проектах одновременно. После выполнения задания команда заполняет специальную форму на сайте, к которой присоединяется файл отчета в необходимом формате. После получения отчета дирекция высылает подтверждение. Если команда не имеет доступа в Интернет, то отчеты принимаются по электронной почте на специально заведенный адрес. За каждое выполненное задание командам начисляются баллы. На Фестивальном сайте постоянно ведется командный рейтинг, по итогам которого и определяются команды - победители Фестиваля. В течение всего срока работы Фестиваля работает Фестивальный Банк (далее, Фестбанк). Зарегистрированной команде автоматически открывается счет в Фестбанке. За открытие и обслуживание счета с будущих доходов команды снимается 200 тэгов. После каждого начисления баллов команде они переводятся в виртуальные деньги - теги по формуле: Сумма баллов командного рейтинга минус сумма баллов за некачественные отчеты по проектам в соотношении 1 балл = 1 тег. Деньги в любой момент могут быть израсходованы командами-участниками на приобретение призовой атрибутики. Призовая атрибутика продается в специальном Интернет - магазине "Атри-Бутик" (адрес: www.atri-butik.ru) с 1 января 2005 г. Лучшие команды поощряются грамотами и почетными знаками дирекции. Также продумано поощрение координаторов, образовательных учреждений грамотами дирекции или учредителей Фестиваля, благодарственными письмами дирекции или учредителей Фестиваля и специальными знаками.

"Уважаемые организаторы фестиваля! Мы впервые приняли участие в "Умнике" и хотим поблагодарить Вас за такую большую, полезную и интересную работу. Фестиваль организован очень грамотно, четко и корректно по отношению к командам. Большое спасибо всем, кто помогал нам решать возникающие проблемы, терпеливо рассматривал наши ответы и предложения. Хотим Вам пожелать дальнейшего развития этого интересного, увлекательного и полезного дела. Надеемся, что мы и в дальнейшем будем участвовать в работе "Умника", - пишет команда "М-Головастики" из Балаково Саратовской области.

"Подходят к концу эти долгие, трудные, но очень интересные и увлекательные месяцы работы Фестиваля. Было придумано 53 проекта: Кажется, совсем немного! Но наша команда, вспоминая, с каким трудом мы их делали, думает совсем иначе:. Каждый проект - особенный, в каждом есть свои плюсы и минусы, но, в целом, качество проектов просто отличное! Не зря же с каждым годом участие в Фестивале принимает все больше и больше команд! Мы, например, участвуем первый год, но надеемся, что не последний! Спасибо Вам, Дирекция Фестиваля, и Вам, дорогие команды:", - пишет команда из Красноярска.

"СПАСИБО ЗА ФЕСТИВАЛЬ, ЧТО БЫ МЫ НИ РУГАЛИ, ЧЕМ БЫ МЫ НИ БЫЛИ НЕДОВОЛЬНЫ, ВСЕ РАВНО ВАМ СПАСИБО. БЕЗ ФЕСТИВАЛЯ БЫЛО БЫ ОЧЕНЬ СКУЧНО. И МЫ УЖЕ ТОСКУЕМ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ. МОЖЕТ, УЧАСЬ В ИНСТИТУТАХ МОСКВЫ, ПИТЕРА, ЧЕЛЯБИНСКА ИЛИ ЕЩЕ ГДЕ-ТО, БУДЕМ ПОДЫГРЫВАТЬ ШКОЛЬНЫМ КОМАНДАМ. ВЫ ТОЛЬКО НЕ РУГАЙТЕСЬ. J НЕМНОЖКО НЕНОРМАЛЬНАЯ КОМАНДА "ПАЛАТА © 112", - это команда из Трехгорного Челябинской области.

В скором времени планируется запустить ещё один детский проект. Это Российский детский Интернет-Фестиваль "Острова знаний", где создана образовательная игровая детская Интернет-площадка, позволяющая решать серьезные образовательные задачи, используя информационно-коммуникационные Интернет-технологии в игровой форме. Участниками Фестиваля могут быть дети любого возраста. Интернет-площадка представляет собой мир блуждающих островов. Сначала они совершенно пусты, их надо заселять и развивать. Заселение происходит с помощью механизмов регистрации, развитие - с помощью решения разнообразных заданий. Острова развиваются по определенным направлениям согласно установленным правилам. Цель участников - развить свой остров максимально.

Основные направления развития острова:

  • Экологическая (направлена на улучшение природных характеристик острова, его экологии).
  • Технократическая (направлена на создание высокотехнологического окружения, помогающего человеку комфортно жить, применяя минимум усилий).
  • Социальная (направлена на эффективную организацию отношений в своей семье, обществе).
  • Экономическая (направлена на развитие экономики, различных бизнес-проектов).
  • Гуманитарная (направлена на развитие литературы, музыки, искусства).
  • Информационная (направлена на развитие коммуникаций и глобальное получение информации).
  • Досуговая (направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей человека, развитию его увлечений, начиная с собирания марок, компьютерных игр и до конструирования собственного самолета).

Типы заданий, которые предлагаются участникам для развития их островов:

1. Проекты позволяют улучшать указанные в проекте линии развития острова.
2. Ситуации обсуждаются в рамках Конференций, где свободно предлагаются решения, доказывается их целесообразность. Принятое большинством голосов членов Конференции решение претворяется в жизнь.
3. Проблемы имеют глобальный характер, касаются большей части жителей островного мира, объединяют несколько линий развития. По итогам обсуждения члены Ассамблеи (10 островов) выбирают лучшие решения и выносят их на всенародное голосование.
4. Турниры представляют из себя "Большие интеллектуальные островные соревнования". Результатом Турниров является получение серьезных денежных призов с возможностью расходования на любые линии развития острова.

Под каждое задание выделены виртуальные денежные средства (денежная единица - бак) и приложена таблица (лоция), показывающая на какие линии и сколько средств (в процентах от полученного бюджета) будет истрачено после выполнения задания. При определенном сочетании развития линий островам присваиваются статусные имена (страты). На карте визуально острова отличаются цветом и значком. Цвет отображает главенствующую линию развития острова, значок соответствует присвоенной страте. Возможно объединение Островов. У каждого острова есть Правитель. Изначально Правителем острова является тот, кто его первым заселил. В процессе развития Острова Правитель может меняться решением жителей Острова. Ежемесячно 10 самых развитых островов каждой из семи линий собираются на свои собрания (Конференции), обсуждают и принимают решения по возникшим ситуациям Один раз в 2 месяца проходит Ассамблея, в которой принимают участие 10 островов, имеющих наивысшие страты. Ассамблея решает глобальные проблемы островного мира Возможные конфликты между островами разбирает Верховный суд. Верховный судья - уважаемый взрослый человек, присяжные в количестве 7 представителей разных островов выбираются жребием из всех островных народов.

Работать с детскими территориями в качестве координаторов могут и граждане ИнтерГуру. Выступая в этой роли, они могут не только получить премии в гуриках, но и вникнуть в проблемы современных детей.

Таким образом, проект Интернет-государство учителей объединяет взрослых и детей, учителей и учеников, администраторов и подчинённых, работников образования и родителей. Если у вас есть идеи, планы, проблемы, если вам нужно живое общение, советы профессионалов и любителей, если у вас мало единомышленников - приходите к нам, становитесь гражданами ИнтерГуру! Паспортом, банковским счётом и жилплощадью обеспечим!