RELARN-2004. Тезисы доклада.

Базовая ИКТ компетенция как основа Интернет-образования учителя

Елизаров Александр Александрович

Федерация Интернет Образования
ElizarovAA@fio.ru

В последние годы мы все чаще говорим о перспективах использования информационных технологий, компьютерных коммуникаций для решения задач, стоящих перед системой образования. Интернет в современном обществе уже является универсальной информационно-коммуникационной средой с комплексом своих специфических технологий. Однако, проникновение этих технологий в сферу образования существенно отстаёт от развития самого Интернета, его технологических возможностей и образовательного потенциала доступных по сети информационных ресурсов. В связи с этим особенно остро встаёт вопрос о развитии Интернет-образования и внедрении интернет-технологий в образовательную деятельность.

Основным субъектом процесса Интернет-образования необходимо становится учитель. С позиций системного повышения квалификации его профессионализм можно рассматривать как синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. Так как понятие "компетенция" ещё не имеет достаточно определённой трактовки, в данном контексте под компетенцией понимается совокупность знаний умений и опыта деятельности, причём именно наличие такого опыта, является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций.

В ИКТ компетенции учителя-предметника, в свою очередь, можно выделить два уровня: базовый и предметно-ориентированный. Под базовым уровнем понимается инвариант знаний, умений и опыта, необходимый учителю-предметнику для решения образовательных задач, прежде всего, средствами технологий общего назначения. Предметно-ориентированный уровень предполагает освоение и формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета.

Формирование базовой ИКТ компетенции педагога не следует отождествлять с "компьютерным всеобучем" как изучением собственно ИКТ общего назначения. Поскольку ключевым моментом формирования компетенции является именно опыт деятельности, освоение учителем-предметником ИКТ общего назначения должно осуществляться в ходе моделирования подготовки дидактических средств и проектирования функционально ориентированных компонентов образовательной деятельности. Иначе говоря, образовательные программы, предусматривающие формирование и развитие базовой ИКТ компетенции учителя-предметника, необходимо должны предполагать реализацию контекстного обучения.

Содержание базовой ИКТ компетенции учителя-предметника может быть описано в виде квалиметрической матрицы двумя группами диагностируемых показателей: наличием представлений и уровнем владения приёмами использования ИКТ общего назначения в специфике педагогической деятельности в соответствии с образовательными областями базисного учебного плана школы.

Матрица базовой ИКТ компетенции учителя-предметника

N

Компоненты
содержания

Диагностируемые показатели

Математика

Естествознание

Филология

Обществознание

Искусство

Начальная школа

1

Наличие общих представлений в сфере ИКТ

1. Представления о назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях
2. Представления о гигиене компьютера и защите информации
3. Представления о возможностях использования ИКТ в образовательном процессе

2

Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах

Представления о номенклатуре и дидактических возможностях ресурсов, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность
(Формируются на основе аннотированных обзоров ресурсов по предметам обучения)

3

Владение интерфейсом операционной системы

1. Приёмы выполнения файловых операций
2. Организация информационной среды как файловой системы
3. Приёмы ввода-вывода информации, включая печать документов и запись информации на CD
4. Техника установки и удаления приложений и электронных образовательных ресурсов

4

Наличие общих представлений в сфере мультимедиа

1. Общие представления об оцифровке звука и изображения
2. Представления о программных средствах записи, редактирования и воспроизведения звука и изображения

5

Владение навыками пользователя офисных технологий в контексте подготовки дидактических средств по предметной области и рабочих документов

1. Ввод текста с клавиатуры и приёмы его форматирования
2. Вставка и форматирование таблиц
3. Подготовка простых текстовых документов, содержащих графические элементы, типовые приёмы работы с встроенными инструментами векторной графики
4. Вставка форм, формирование опросов учащихся
5. Приёмы подготовки педагогически целесообразных презентаций

1. Основные приёмы работы с редактором формул
2. Приёмы построения графиков и диаграмм

Приёмы сканирования и оптического распознавания текста

Приёмы построения графиков и диаграмм

1. Приёмы рисования с помощью встроенных инструментов векторной графики
2. Простейшие приёмы использования audio - video форматов в документах и презентациях

Приёмы работы с электронными таблицами (простые расчёты, построение графиков, диаграмм)

Приёмы работы со стилями текста, надстрочными и подстрочными символами

Простейшие приёмы использования audio-video форматов в документах и презентациях

 

Приёмы работы в режиме рецензирования документа

6

Владение техникой подготовки графических иллюстраций на основе растровой графики

1. Представления о формировании и основных моделях отображения цвета
2. Представления о растровых форматах сохранения изображений
3. Приёмы сканирования изображений и их сохранение в растровых форматах, преобразование форматов
4. Приёмы простейшей коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и Web-страницах
5. Приёмы работы с текстом в растровой графике
6. Техника вывода изображений на печать

Простейшие приёмы преобразования векторных форматов в растровые (графики, формулы, диаграммы, схемы)

   

1. Общие представления о цифровой фотографии
2. Основные приёмы работы с цифровой фотокамерой
3. Приёмы коллажирования изображений

 

1. Общие представления о цифровой фотографии
2. Основные приёмы работы с цифровой фотокамерой

   

Только для учителей ИЗО!
1. Простейшие приёмы ретуши изображений
2. Приёмы использования инструментов рисования

 

7

Владение базовыми Интернет-сервисами и технологиями

1. Приёмы навигации и поиска информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе
2. Представления о Web -форумах и чатах, этике общения в Интернете.
3. Приёмы работы с электронной почтой и телеконференциями
4. Простейшие приёмы работы с файловыми архивами
5. Представления о работе с интернет-пейджерами (ICQ, AOL, и т.п.) и другими коммуникационными технологиями (например, MS NetMeeting)
6. Представления о канальном вещании и спутниковом образовательном канале МО РФ

8

Владение основами технологии построения web-сайтов

1. Представление о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта
2. Представления о структуре web-страницы
3. Простейшие приёмы сайтостроения, обеспечивающие возможность представления образовательной информации в форме сайта - файловой системы

Приёмы вставки в Web -страницу математических (химических) формул и уравнений

Приёмы работы с преформатированныммы текстами (вставка в web-страницу стихотворных фрагментов)

 

1. Представления о приципах Web - дизайна
2. Приёмы подготовки шаблонов дизайна сайта

 

Представленный подход к отбору содержания повышения квалификации учителя в сфере ИКТ опирается на четырёхлетний опыт образовательной деятельности ФИО и может быть положен в основание разработки программ и учебно-методических комплексов Интернет-образования в системе повышения квалификации учителя, обеспечивающих его функциональную готовность к внедрению интернет-технологий в образовательную деятельность