RELARN-2003. Тезисы доклада.

Интенет-технологии в работе учителя-предметника. Взгляд члена оргкомитетов дистанционных мероприятий

Никуличева Наталия Викторовна

Центр Образования "ЮНИОР", г. Москва
nikulicheva@mail.ru, natalian@junior.ru

Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь.
Китайская мудрость

Учителя - люди ищущие. Они всегда в поиске истины, в поиске путей улучшения методов и средств обучения. Выбор методики преподавания в наши дни - это огромное поле деятельности, где каждый сам определяет себе меру затрат сил и сбор урожая сообразно своим способностям, возможностям, фантазии! Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки проведения уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, с редким использованием наглядности в виде плакатов и телевидения, то останется одно очень большое и могучее орудие в борьбе за знания учеников с ними самими (ибо нужно иногда не просто научить, а заставить научиться!), - это Интернет! Всё более можно говорить об Интернете как не о способе развлечений, а о серьёзной базе, где можно почерпнуть много идей, в том числе и на ниве преподавания.

В последние годы в Сети осуществляется масса проектов, направленных на обучение школьников, студентов, преподавателей школ, вузов. Организация подобных проектов - труд огромный, ответственный, требующий большого количества времени и, конечно же, нескончаемого энтузиазма, фантазии, терпения! Часто это необходимо сочетать с одной-двумя УземнымиФ работами, отдавая дистанционной работе вечера и ночи. Но, как правило, организаторы подобных мероприятий - это люди, прошедшие сами ряд дистанционных мероприятий, чётко представляющие себе трудности новичков, придерживающиеся неписаного закона сетевого этикета общения. И поскольку не написано единого перечня требований к проведению типового дистанционного мероприятия, как нет и единых требований к проведению дистанционных уроков, то участники подобных дистанционных проектов учатся друг у друга методом проб и ошибок, обсуждая и домысливая свои и чужие идеи "по дороге". И сами мероприятия порой появляются одно из другого. Примером такого "размножения" могут послужить два дистанционных педагогических явления: Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года", который проводит ЦО "Эйдос" при поддержке РАО и Института общего и среднего образования, и дистанционный Педагогический Интернет-фестиваль "Содружество", который проводил Центр образования "Юниор", г. Москва, ПК ЦНИТ, г. Владивосток при спонсорской поддержкекомпании "Физикон", "Кирилл и Мефодий", Федерации Интернет-образования и Ассоциации RELARN. За последний учебный год я работала в оргкомитетах обоих проектов, поэтому попробую взглянуть "изнутри" на организационную часть подобных проектов.

Работа оргкомитета 4-ого Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года 2002" была традиционно отлаженной, чёткой, продуманной. Это объясняется отчасти и тем, что в состав оргкомитета традиционно входят призеры и лауреаты прошлых конкурсов, которые уже прошли его "огни и воды" и имеют реальный опыт дистанционной деятельности. Цели конкурса ДУГ:

  • выявление и поддержка талантливых педагогов и методистов, применяющих в обучении со школьниками и учителями телекоммуникационные средства и возможности сети Интернет;
  • популяризация новейших информационных технологий, форм и методов дистанционного обучения в практике работы отечественных школ, лицеев, гимназий, учреждений дошкольного и дополнительного образования, институтов повышения квалификации;
  • формирование предложений для научных исследований в области дистанционного образования.

Можно говорить, что конкурс стал традиционным, все-таки проводится четвертый год подряд, а это кое-что значит. Десятки и сотни педагогов и учеников в той или иной мере приняли участие в этом конкурсе, многие из них продолжают начатое на конкурсе дело.

В очередной раз подтвердилось, что, как и в прошлые годы, основная задача конкурса - не столько соревнование, сколько подготовка дистанционных педагогов, подготовка комплексная, интенсивная, доступная далеко не всем. Из 50 участников конкурса только 12 дошли до финала. Именно в финале конкурс, по сути, только начинался, потому что стали разрабатываться и проводиться реальные дистанционные занятия с удаленными учениками, а это уже не просто разговоры о ДО.

Конкурс ДУГ развивается. В этом году его итоговый этап был существенно изменен - финалисты разрабатывали и проводили не разовые дистанционные уроки, а 5-дневные Мастер-классы и Профиль-классы. Учащиеся в эти классы регистрировались самостоятельно, причем нужно было оплатить регистрационный взнос, чтобы пройти занятия у ведущего дистанционного класса, которыми выступали финалисты. Сами финалисты также заботились о наборе в свои классы, поскольку от количества зарегистрировавшихся участников зависел успех занятий и их оценка. Члены оргкомитета курировали проведение Профиль-классов, порой, нескольких одновременно, вникали не только в схему самих занятий, но и в выполненные учащимися задания, в комментарии ведущих занятия, в трудные моменты брали управление в свои руки или подсказывали ведущим пути решения отдельных проблем.

Введение реального дистанционного образования в конкурсную программу существенно изменило отношение как оргкомитета, так и конкурсантов ко всему, что происходит, повысило взаимную ответственность. Центр "Эйдос", например, на свой риск сделал рекламные объявления среди почти 9000 подписчиков своих рассылок с приглашением участия в разработанных дистанционных классах.

В результате в 12 дистанционных Мастер - и Профиль-классах зарегистрировалось более 100 человек. Занятия проводились 3 недели, в 3-4 дистанционных классах одновременно по четырем профилям: технологическому, гуманитарному, естественнонаучному и повышения квалификации.

Руководили организацией занятий в дистанционных классах члены оргкомитета:

Технологический профиль: куратор - А.Б. Галанов, эксперт - Г.А. Андрианова.
Гуманитарный профиль: куратор - Н.В. Никуличева, эксперт - Е.А. Доманский.
Естественнонаучный профиль и Мастер-классы для педагогов: куратор - М.Б. Львовский, эксперт - Е.В. Харунжева.

Хуторской А.В, возглавлявший оргкомитет конкурса на протяжении четырёх лет, в приветственном слове к участникам сказал: "Кто бы в 1999 году мог подумать, что "безумная идея" провести конкурс дистанционных педагогов реализуется в традиционный ежегодный проект, который станет школой сетевого творчества для многих инициативных, опытных и начинающих учителей. В то время само сочетание слов "дистанционный учитель" вызывало подчас сомнения. Сегодня можно сказать, что данный термин завоевал право на существование не только нашими конкурсными мероприятиями, но и диссертационными исследованиями его участников и организаторов. Дистанционное образование потребовало введения новых терминов, описывающих новую реальность. Появились не только ДУ (дистанционные учителя), но ЛК (локальные координаторы), дистанционные ученики и тьюторы, сетевые координаторы и т.п. Наш конкурс - кузница кадров для дистанционного обучения. Я рад, что многие учителя, которые прошли наш конкурс - сегодня авторитетные мастера своего дела. Среди членов оргкомитета есть призеры и лауреаты конкурсов прошлых лет, т.е. внутри конкурса действует принцип самовоспроизводства. С "выпускниками" нашего конкурса не только считаются по месту их очной работы, но и в Интернет-пространстве. Многие из них ведут дистанционные курсы и мастер-классы Центра "Эйдос", реализуют собственные проекты".

Одним из таких проектов явился первый дистанционный Педагогический Интернет-фестиваль "Содружество". Сама идея проведения этого фестиваля появилась после того, как победители, лауреаты и члены оргкомитета Всероссийских конкурсов "Дистанционный учитель года" 2001 и 2002 не захотели расставаться, а решили продолжать общение, придумав в качестве второй ступеньки нужное для всех мероприятие. Подробнее о целях и этапах проведения фестиваля вы сможете узнать из доклада "Итоги Педагогического Интернет-фестиваля "Содружество" координатора проекта "Содружество" Николаевой В.А. Я хотела бы остановиться на некоторых моментах деятельности оргкомитета.

Существенным отличием проведения фестиваля "Содружество" от конкурса ДУГ было условие проведения этапа творческих работ, где допускалось как создание своего творческого ресурса, так и демонстрация уже имеющегося дистанционного проекта. Этот этап привлёк к работе в программе фестиваля опытных сетевых педагогов, которые продемонстрировали уже имеющиеся проекты. Поскольку фестиваль проводился в первый раз, членам оргкомитета стоило больших усилий разработать общую стратегию проведения мероприятия, систематизировать свои идеи и сделать их возможными для воплощения. В целях соблюдения мер культуры общения был составлен кодекс для участников. Некоторые пункты его говорили о том, что участник:

  • В конструктивном и доброжелательном тоне принимает участие в дискуссиях по поводу представленных работ и организации фестиваля в целом.
  • Взвешенно и аргументировано критикует других и принимает критику в свой адрес по поводу представленных на фестивале работ.
  • Привлекает своих коллег и учеников к оценке представленных работ с обязательной ссылкой на их мнение.

"Я согласна с Т. Линусом, что людьми движут три стимула: выжить, вписаться в общество, получить удовольствие. Все, что мы делаем, делается, в конечном счете, ради собственного удовольствия. ...И если нам когда-нибудь во вселенной встретятся другие разумные существа, то их первые слова вряд ли будут: "Отведите меня к вашему главному". Скорее они скажут: "Сыграем, парень?" Вот так и случилось с нами. Это была своего рода игра", - пишет в рефлексии участник фестиваля Липина В.М, г. Новохоперск.

По мнению членов оргкомитета, наличие кодекса должно было обезопасить обсуждения в телеконференции, форуме, защитить от ухода в сторону, что иногда случается в подобных мероприятиях. Опубликованная заранее программа фестиваля, его этапы также явились хорошими ориентирами для участников. Последних было больше ста человек. И примерно половина из них были абсолютными новичками в дистанционном образовании. Это было взаимное учение на плюсах и минусах друг друга - участники и оргкомитет, который тоже дебютировал.

Что же является залогом успеха проведения подобного мероприятия? Перед организаторами встаёт ряд проблем:

Первая - чёткость формулировок заданий, полнота сформулированных требований. Это необходимо для всех: и новичков, и "ветеранов" для предоставления алгоритма действий участникам при получении очередного задания, для выведения общих критериев оценок, для быстроты оценивания выполненных заданий. Но чёткость формулировок заданий порой не спасает от последующего исправления различного рода технических недочётов, ошибок и двоякости понимания.

Отсюда возникает вторая проблема - преодоление разноуровневости участников. Начиная с того, что в дистанционное образование приходят как учителя информатики, так и другие преподаватели-предметники, далёкие от компьютера по роду своей деятельности, и заканчивая тем, что дистанционный опыт у всех разный. Следовательно, много нового нужно придумать оргкомитету, чтобы исключить возможность использовать старые заготовки (если это не оговорено заранее), призвать к соблюдению авторских прав, поставить всех участников в одни исходные условия. Но тем и замечателен любой конкурс, фестиваль, что там собираются люди творческие, неординарные, которых можно назвать белыми воронами. Не зря это эмблема фестиваля!

И здесь возникает третья проблема - необходимость индивидуальной работы членов оргкомитета с участниками, консультации на сложных этапах, что может решаться с помощью кураторства. Но и куратору группы (которые обычно формируются по принципу предметности) подчас сложно скоординировать работу участников, объединённых общим родом деятельности, но разных по уровню владения технологиями. "Перед тобой, конечно, есть и новички, но в основном - асы, учителя - информатики (им-то легче, чем нам, предметникам), люди с богатым опытом владения информационными технологиями. Поэтому, действительно, чувствовала себя дилетантом. Куда я влезла, возникал вопрос-сомнение. Так состоялось знакомство", - пишет лауреат фестиваля Чмирь О.Б., г. Алдан

Оргкомитет выступает в роли организатора, учителя и судьи одновременно. Это трудная и приятная миссия одновременно. Многие участники фестиваля сделали первые шаги в области дистанционного образования. Но главным общим результатом стало создание своего сайта, и далее как продолжение - веб-ресурса. Тематика созданных ресурсов охватывает большое количество учебных предметов: история, информатика, литература, физика, физическая культура и т.д. Итоговые рефлексии участников говорят об их первых успехах:

"Мною владело тревожное ощущение непонимания Интернет-пространства, в котором уже давно ориентируются, учатся и общаются многие мои коллеги и ученики. Я именно та школьная учительница, которая привыкла работать по старинке. И на Фестивале я была не "начинающей работать в Интернете", а просто не знающей ни языка, ни территории, ни приёмов передвижения по Сети, участницей. Скажете, как такое явление может существовать в образовании XXI века? Поэтому и пришла решимость: в "Содружество"!" - пишет участник фестиваля Сидорова В.П., г. Алдан.

"Основной проблемой для меня явилось то, что я "новичок" в сети и не владею навыками работы в программах, позволяющих создать эффективный учебный материал в электронном виде. Сейчас я определила основные программы, которые должна освоить, и штудирую литературу", - пишет участник фестиваля Рыскулова М.Н, г. Нижний Новгород.

"Для себя я сделала вывод, что участвовать в дальнейшем буду, но уже не с пустыми руками. За этот год нужно подготовить какую-нибудь сногсшибательную работу", - пишет участник фестиваля Волова О.Н, г. Новохоперск.

"Я многому научилась: создавать баннеры и эмблемы, разрабатывать дистанционные уроки. Я создала свой сайт в сети, общалась с интересными людьми. Мне кажется, что ни одни очные курсы не были бы для меня столь продуктивными и не вызвали бы столько положительных эмоций", - пишет участник фестиваля Свистун И.В., г. Трёхгорный.

Рефлексивные суждения участников и лауреатов фестиваля по содержанию сходны с описаниями своих впечатлений призёров конкурса ДУГ-2002:

Кузнецов В.П.: "Мои чувства и ощущения по мере дальнейшего затягивания в конкурс становились все острее и точнее. Первые три этапа я больше функционировал как наблюдатель, на четвертом пытался осознать, что же я делаю, но так и не понял до конца. К середине пятого этапа до меня дошло, что такое дистанционное обучение, а концу пятого этапа из чайника перешел в профи. По крайней мере, мне так кажется".

Лавров О.А.: "Слово же есть вербализованный продукт наших мыслей. Слово, сказанное, не всегда равно слову, записанному на бумаге. Бумажное слово не равно электронному. Дистанционный учитель это учитель учителя и учитель самого себя".

Краснопёрова Т.В.: "Именно благодаря вам, я открыла совершенно новый путь в ЖИЗНЬ, это и есть как раз тот самый миг между прошлым и будущим, о котором поётся в песне. Вот теперь я чётко вижу, что это и есть моё предназначение, ради которого стоит работать, а значит, и стоит жить. Этот конкурс позволил мне обрести новый смысл жизни, а вместе с тем и вывести свою философию, связанную с ДО, заставил о многом задуматься, многое прожить и пережить, многое переделать иначе. Да, я была маленькое, несмышленое дитя, а сегодня, думаю, что можно сказать иначе, уж если меня вырастил Центр "Эйдос", то, наверное, я вправе называть себя "дистанционное дитя "Эйдоса!". Спасибо!"

Таким образом, можно сказать, что оба дистанционных педагогических мероприятия открыты и для опытных сетевых педагогов, и для тех, кто только делает первые шаги на ниве дистанционного образования. Работа оргкомитета дистанционного Педагогического Интернет-фестиваля "Содружество" была пробным шагом, идеей создать дистанционное содружество преподавателей. И чем больше шло общение с участниками, включая очную встречу с педагогами из Москвы и Подмосковья, тем больше оргкомитет убеждался в необходимости и полезности данного мероприятия. Со стороны участников поступило много рациональных предложений по поводу усовершенствования технической стороны работы оргкомитета, проведения отдельных этапов конкурса. Следовательно, идея фестиваля требует дальнейшего развития, новых идей и, конечно, новых членов "Содружества".

Итак, первый Педагогический Интернет-фестиваль "Содружество" и 4-ый Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года 2002" состоялись. Хочется верить, что они будут жить, помогать, учить, спасать...

Учитель - это тот, к которому идут,
Идут за правдой и за покаяньем.
Учитель - это тот, которого зовут
На милосердье и на состраданье.
Такая уж судьба: людское искупать,
Увязывать в одно оборванные нити,
Уснувших - пробуждать, забытых - воскрешать
И вечно рифмовать: "учитель" и "Спаситель".