RELARN-2003. Тезисы доклада.

Итоги Педагогического Интернет-фестиваля "СОДРУЖЕСТВО"

Николаева Вера Александровна, Заичкина Ольга Игоревна, Козленко Александр Григорьевич, Львовский Марк Бениаминович, Никуличева Наталия Викторовна, Орешко Анатолий Петрович

Центр образования "ЮНИОР", г. Москва
vnikolaeva@mail.ru, vnikolaeva@mtu-net.ru

Не будем серыми воронами,
Мир полон знаний и идей,
Откроем окна мыслям, творчеству
Содружеством учителей.

Кузнецов В.П., методист Центра детского юношеского технического творчества, г.Челябинск, лауреат фестиваля

Вступая в новый век - век информационных технологий (ИТ), мы должны приложить все силы, знания и опыт к тому, чтобы выпускники школ уверенно чувствовали себя в большом потоке информации. Они должны свободно ориентироваться в едином информационном пространстве, уметь ставить себе задачи, искать необходимые информационные ресурсы, анализировать их, обобщать и применять для решения поставленных задач.

Чтобы научить этому учеников, педагогам нужно в первую очередь самим овладеть новыми технологиями, научиться свободно себя чувствовать в современном информационном образовательном пространстве. Это позволит постоянно повышать свою квалификацию, обмениваться опытом с коллегами, использовать доступные педагогические ресурсы, общаться с учениками на равных на современном языке. Нельзя ведь качественно обучать ни иностранным языкам, ни спортивным приемам, если этим не владеешь сам. Так же обстоит дело и с обучением информационным и телекоммуникационным технологиям. Умение работать с этими технологиями необходимо не только учителю информатики, но и любому учителю-предметнику. Он должен уметь подсказать ученику, где и какую информацию по изучаемой теме тот может найти, как ее получить, преобразовать и использовать для выполнения задания. Нужно знать, как наиболее эффективно и интересно организовать учебный процесс, как обеспечить своим ученикам дистанционную помощь специалистов из других организаций, городов и стран, как организовать на школьном веб-сайте обсуждение волнующих проблем, как наиболее оперативно знакомить родителей и администрацию с успеваемостью учеников. Этот список можно продолжать еще долго.

Сделаем вывод: использование информационных и телекоммуникационных технологий в настоящее время является актуальным для всех участников образовательного процесса - для преподавателей-предметников, для администрации учебных заведений, для методистов. Научиться использовать такие технологии в своей работе и обучении учеников является на сегодня одной из важнейших задач в образовании.

Группу преподавателей-энтузиастов, зарекомендовавших себя в области дистанционного образования и с успехом использующих в своей работе информационные (в том числе, и интернет) технологии, объединила идея проведения Педагогического Интернет-фестиваля впоследствии названного "СОДРУЖЕСТВО".

Организаторами фестиваля выступили Центр образования "Юниор" (г. Москва), Приморский краевой Центр новых информационных технологий ДВГУ (г. Владивосток), Центр дистанционного образования КМИУУ им. Б. Гринченко (г. Киев). Большую часть работы по подготовке и проведению фестиваля оргкомитет провел также дистанционно. Фестиваль прошел с 12 сентября по 15 октября 2002 года.

Главными целями фестиваля были:

  1. Выявление учителей и других работников образования, творчески работающих с ИТ (в том числе, с телекоммуникационными технологиями), с последующим объединением их в сетевое Содружество (Ассоциацию) учителей открытого образования.
  2. Популяризация прошедших практическую проверку форм и методов использования ИТ в практике работы образовательных учреждений, как в учебном процессе (в преподавании отдельных предметов, во внешкольной работе, в проектной деятельности), так и для повышения квалификации работников образования.
  3. Обеспечение во время работы фестиваля оперативного общения его участников с целью обмена опытом, получения мнения о своих творческих работах, консультаций, технологической и методической помощи по вопросам создания образовательных ресурсов (в том числе и сетевых) средствами ИТ со стороны специалистов-технологов, методистов и дизайнеров.

В Педагогическом Интернет-фестивале "СОДРУЖЕСТВО" приняли участие работники образовательных учреждений всех типов и уровней (в том числе методисты, работники медиатек и другие специалисты) общим числом 106 человек, проживающие в России, Украине, Казахстане и Израиле. Среди них: преподаватели и методисты по информационным технологиям (50%), учителя-предметники (25%), административные работники (15%).

Программа фестиваля включала в себя несколько этапов, в ходе которых участники выполняли конкурсные задания.

1 этап. Самопрезентация участника.
2 этап. Выступления на форумах:

  • Проблемы использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании;
  • Обсуждение технологических вопросов применения ИТ;
  • Обсуждение методических вопросов применения ИТ;
  • Обсуждение вопросов дизайна образовательных ресурсов.

3 этап. Блиц-конкурс ответов на вопросы.
4 этап. Разработка девиза, создание эмблемы и баннера фестиваля.
5 этап. Представление творческой работы.

В программу фестиваля также входило

  • Взаимное рецензирование участниками конкурсных работ;
  • Взаимное оценивание участниками выполнения конкурсных заданий;
  • Обмен опытом по применению различных методик и технологий;
  • Консультирование по техническим вопросам создания образовательных ресурсов;
  • Формирование отзывов на образовательные продукты компаний "Кирилл и Мефодий" и "Физикон";
  • Рефлексия участников фестиваля.

В отличие от многих других педагогических фестивалей и конкурсов, здесь оценивание участниками работ друг друга учитывалось наравне с оцениванием работ членами оргкомитета. Это способствовало большей объективности оценивания и внутреннему личностному приращению каждого участника. Также дополнительным фактором обучения и внутреннего приращения участников было развернутое рецензирование ими работ своих коллег.

Благодаря открытой, демократической форме проведения на фестивале создалась доброжелательная творческая рабочая атмосфера. Участники часто старались подбодрить друг друга, помочь советом, с интересом и удовольствием обменивались новыми знаниями и идеями.

Таким образом, на фестивале происходило и обучение участников по оргдеятельностной технологии. Это позволило участникам самостоятельно освоить большой объем знаний и умений. Они познакомились с работами других учителей, обменялись опытом с коллегами и членами оргкомитета, обсудили свои проблемы. Следствием такой деятельности стало повышение педагогического мастерства, совершенствование технологических умений в области ИТ, появление новых творческих идей и планов на будущее.

Во всех отзывах участников по итогам проведения фестиваля прозвучали положительная его оценка, пожелания сделать фестиваль ежегодным, создать из участников фестиваля постоянно действующее сетевое Содружество для взаимопомощи, совместных разработок методик дистанционного обучения, обмена опытом.

Говорят участники фестиваля:

Чмирь Ольга Богдановна, учитель русского языка и литературы, гимназия, г. Алдан, Саха-Якутия

Наша Алданская гимназия считается передовой по Интернет-образованию в районе и в республике. Однако, поучаствовав в Интернет-фестивале, поняла, что мы (в частности, я) только в начале пути, двигаться по которому будем и дальше.

Поэтому я нисколько не жалею, что потратила столько сил, энергии, времени (на что обычно жалуется учитель). Нет, вовсе не впустую...

Сколько опыта, профессионального мастерства приобрела! Какую помощь получила! Сформулировала новые умения и навыки. Сколько интересных людей открыла! А общение с единомышленниками, друзьями? А поддержка, взаимопонимание, взаимовыручка коллег, учеников, друзей? Разве это оценимо? По-моему, это бесценно. Поэтому я еще раз говорю организаторам этого фестиваля от себя лично и от своих коллег по гимназии: "Большое спасибо за состоявшийся праздник творчества!".

Нас, кто участвовал в фестивале, кто жил его целями, задачами, идеями, заданиями целый месяц, Интернет-фестиваль "Содружество", прошедший в начале учебного года, вдохновил, зарядил энергией, бодростью, зажег творческий огонек, который не угасает и по сей день.

Куликова Ирина Алексеевна, учитель физики, средняя школа N 778, г. Москва

Более 100 педагогов из разных регионов соединились в один дружный сплоченный коллектив участников Интернет-фестиваля "Содружество". Целый месяц они учили и учились друг у друга. Каждый что-то умел и каждый хотел помочь другому освоить то, что умеет он. При этом все были вместе, все помогали друг другу. В итоге каждый открыл для себя что-то новое, каждый смог высказаться и получить квалифицированную помощь от коллег.

Неважно, что нас разделяли сотни и тысячи километров, мы всегда были вместе, чувствовали поддержку друг друга.

Кто учил, кто учился, но все вместе мы росли, росли как педагоги, которые идут в ногу со временем, которые хотят, чтобы образование и обучение отвечали современным требованиям, которые понимают, что Интернет - не панацея, а новое мощное универсальное ТСО.

Матыкин Вячеслав Юрьевич, учитель информатики, МОУ Новохоперская гимназия 1, г. Новохоперск

"О, сколько нам открытий чудных" предоставляет фестиваль!" - восклицаю я, перефразируя Александра Сергеевича. Именно защита творческих работ явилась ярчайшей жемчужиной "Содружества", его апогеем.

Я уверен, что многие из коллег взяли на вооружение работы друзей. Я, например, использую на уроках материалы Евгении Викторовны Уласевич по преподаванию основ работы в графическом редакторе Paint. Вместе с учениками мы принимаем участие в проекте "Дистанционный курс Основы программирования", представленном в рамках фестиваля Анатолием Александровичем Ремневым. И это только то, что работает уже сейчас. А сколько планов, рожденных фестивалем, реализуются в дальнейшем!

Липина Вера Мурадовна, учитель информатики, МОУ Новохоперская гимназия 1, г. Новохоперск

Одна из целей фестиваля - популяризация прошедших практическую проверку форм и методов использования информационных технологий в практике работы образовательных учреждений, как в учебном процессе (в преподавании отдельных предметов, во внешкольной работе, в проектной деятельности), так и для повышения квалификации работников образования.

Участниками было прислано много отличных девизов для фестиваля на соответствующий конкурс, которые отражали именно эту цель. Один из них гласит: "Содружество учителей построим в Интернете, и творчество и опыт подарим всей планете!".

По итогам фестиваля участники приняли Резолюцию, в которой, в частности, сказано:

"...Общим мнением участников является:

  • Педагогический Интернет-фестиваль "Содружество" считать состоявшимся.
  • Фестиваль показал, что ИТ становятся привычным инструментом не только для учителей информатики, но и для учителей-предметников, администраторов образовательных учреждений и работников дополнительного образования.
  • Фестиваль является хорошей демонстрационной площадкой для педагогов, активно работающих с ИТ по их созданию и/или использованию в образовательной деятельности. Особенно ценным в работе фестиваля стали не только демонстрация созданных образовательных ресурсов, но и предложения по методике их использования, представленных в обязательных аннотациях к работам.
  • Фестиваль является удачной дистанционной формой повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений разного уровня. Среда фестиваля обеспечивает интенсивный образовательный рост его участников, способствует развитию творчества, инициативности, помогает осознать, сравнить свои собственные умения с умениями коллег.
  • Дистанционная форма проведения фестиваля является менее финансово-затратной, чем очная. При этом существует возможность получения консультаций у нескольких специалистов разного профиля и одновременной разработки собственных идей и представления их в готовом виде в Сети.
  • При проведении фестиваля было выявлено, что многие участники находятся на достаточно высоком методическом и профессиональном уровне, способны к самообразованию и созданию качественных образовательных ресурсов.

Результатами фестиваля являются:

  • Определение перспектив и путей развития различных форм дистанционного образования.
  • Создание и демонстрация новых образовательных ресурсов и методик их использования.
  • Обмен накопленным опытом работы.
  • Рост профессионального уровня педагогов.
  • Приобретение всеми участниками фестиваля (включая оргкомитет) бесценного интеллектуального багажа по использованию ИТ и заряда творческой энергии на будущую работу.
  • Осознание необходимости объединения усилий при создании образовательных ресурсов и повышении педагогического мастерства."

Участники фестиваля также высказали пожелания

  • Министерству образования - поддержать фестиваль как одну из форм, реализующих ведущую в отрасли идею модернизации образования.
  • Работникам образования - создать Ассоциацию сетевых педагогов для оказания взаимопомощи, привлечения к использованию современных технологий новых учителей, постоянного взаимодействия педагогов, работающих в локальных, корпоративных и глобальных сетях, широкого внедрения современных технологий в образовательный процесс.
  • Оргкомитету - рекомендовать творческие работы участников фестиваля к регистрации в отраслевом фонде алгоритмов и программ Государственного координационного центра информационных технологий Министерства образования РФ.

Участники, выполнившие все задания этапов фестиваля, получили свидетельство о повышении квалификации Российской академии повышения квалификации работников образования (РАПКРО) или Московского института открытого образования (МИОО).

Руководителям организаций, где работают участники, и руководителям их районных управлений образования от имени оргкомитета фестиваля направлены благодарственные письма.

По итогам выступлений участников на отдельных этапах общим демократическим голосованием выявлены лауреаты. За свои работы лауреаты награждены дипломами.

Уровень фестиваля, его программа, состав участников и оргкомитета привлекли спонсоров. Московский центр Федерации Интернет-образования выделил средства для награждения лауреатов фестиваля ценными призами: четырем лауреатам фестиваля, набравшим максимальное число баллов по сумме всех этапов, вручены два сканера, TV-тюнер, оптическая мышь и пишущий CD-ROM с набором дисков. Компании "Кирилл и Мефодий" и "Физикон" выделили для награждения наборы CD с обучающими и развивающими программами. В результате каждый участник, прошедший все конкурсные этапы фестиваля, получил хотя бы один из указанных призов. Ассоциация "RELARN" пригласила лауреата и одного из членов оргкомитета на сегодняшнюю, юбилейную конференцию.

В Московском центре Федерации Интернет-образования рассматривается вопрос о создании группы из лауреатов Педагогического Интернет-фестиваля, которые будут обучаться по специальной программе. Учитывая знания, статус, опыт и заинтересованность участников такой группы, они смогут под руководством специалистов центра создать новые образцовые образовательные интернет-ресурсы. Привлечение к руководству и сотрудничеству с группой разносторонних специалистов Московского центра: педагогов, методистов, психологов, веб-мастеров, дизайнеров и других позволит эти ресурсы довести до уровня эталонных, которые могут быть рекомендованы во всех районных центрах ФИО и других центрах обучения.

Перед началом фестиваля был создан его веб-сайт http://www.junior.ru/df2002/, на страницах которого постоянно размещалась информация о проводимых этапах, публиковались результаты выполненных участниками заданий, имена лауреатов, информация о спонсорах. Информация об участниках, их электронные адреса, их работы, ссылки на личные сайты доступны сейчас на веб-сайте фестиваля.

Для проведения фестиваля был создан общий список рассылки участников и членов оргкомитета, который продолжает действовать и сейчас, по его окончании.

Таким образом, главные цели фестиваля достигнуты, и в Сети создано и постоянно действует сообщество работников образования, названное "СОДРУЖЕСТВО".

Практически все участники фестиваля высказались за придание фестивалю статуса ежегодного. Однако огромные временные и физические затраты на организацию и проведение фестиваля со стороны членов оргкомитета, работавших на голом энтузиазме, без отрыва от своих непосредственных обязанностей, ставят под сомнение эту безусловно очень привлекательную идею. Конечно, определенные технологии, выработанные в ходе фестиваля, сделают последующую работу менее нервной и напряженной, но, тем не менее, для организации такого фестиваля в дальнейшем требуются определенные организационно-финансовые мероприятия. А пока оргкомитет фестиваля готов к рассмотрению любых предложений по сотрудничеству ...