RELARN-2002. Тезисы доклада.

Учимся быть учителями
(Конкурс "Дистанционный учитель года 2001")

Никуличева Н.В.

Средняя школа 641, Москва

Интернет прочно входит в нашу жизнь. Компьютер всё меньше олицетворяется с печатающей машинкой, всё более - со средством получения информации, общения, новым видом образования - дистанционным.

Конкурс "Дистанционный учитель года" вот уже три года проводит Центр дистанционного образования "Эйдос" совместно с Российской академией образования и ассоциацией "Реларн". Оргкомитет конкурса возглавляет Андрей Викторович Хуторской, доктор педагогических наук, зам. директора Института общего среднего образования Российской академии образования, руководитель Центра дистанционного образования "Эйдос". Конкурс "Дистанционный учитель года" был придуман им три года назад как ответ на появившуюся тогда газетную статью с названием "Нельзя представить виртуального учителя". Теперь осенью каждого года проводится конкурс "виртуальных учителей", которыми становятся учителя математики, русского языка, физики, информатики, биологии и других предметов.

Конкурс состоял из нескольких этапов. Вначале предполагалось дистанционное знакомство всех зарегистрированных участников. 50 педагогов из 30 городов России и других стран СНГ должны были обменяться визитными карточками. В них содержалась краткая информация о себе, перечень своих достижений и предлагаемые вопросы для обсуждения. Они-то и вызвали впоследствии трехнедельную бурную дискуссию в телеконференции между участниками конкурса! Каждый хотел прокомментировать заинтересовавшие его вопросы и считал своим долгом отправить в день писем по 10-15. Были и такие самоотверженные участники, которые старались ответить всем! Таким образом, в день в общей рассылке можно было прочитать от 50 до 120 писем!

Но конкурс продолжался, приходили следующие задания, и дискуссий в телеконференции стало меньше, хотя обсуждали в ней проблемы до конца конкурса. Следующим заданием была статья на тему дистанционного образования. Мы размышляли о преимуществах ДО, о его необходимости в наше время и о негативной стороне нового вида образования.

Далее становилось все труднее и труднее. Предстояло сделать свой личный сайт. Испытание было особенно трудным для тех, кто впервые работал с Front Page - программой создания Интернет-страниц. Но это была прекрасная школа для следующего этапа: создания учебного веб-ресурса для проведения дистанционного урока.

Задание "Учебный веб-ресурс" оказалось самым сложным. Предлагалось создать свой дистанционный урок, оформить его в виде веб-страниц и вывесить на сайт. Это было трудно сделать по многим причинам: 1) на сайте урока нужно было расположить информацию так, чтобы она была доступна для понимания детям и локальным координаторам (в их роли выступали финалисты конкурса), так как живого объяснения, конечно, не предполагалось; 2) при подготовке урока необходимо было освоить такие программы, как Frond Page, Photoshop, Power Point; 3) написать подробные инструкции своим дистанционным ученикам, локальным координаторам, которыми они должны были пользоваться в ходе урока; 4) сделать урок по возможности ярким, привлекательным, интересным и доступным детям и взрослым.

Следующим этапом было самое ответственное и волнительное задание: провести дистанционный урок!

Финалисты конкурса были разделены на 3 группы в зависимости от тем разработанных ими уроков. Каждую группу курировали по два члена оргкомитета конкурса. Каждый финалист проводил дистанционный урок для учеников из других городов, и сам со своими очными учениками участвовал в уроках, которые проводили другие финалисты из его группы.

Разнообразие тем дистанционных уроков просто поражало:

"О ЛАТИНИЗМАХ, ГАЛЛИЦИЗМАХ И НЕ ТОЛЬКО О НИ"х, русский язык, 9-11 классы. Дистанционный урок-исследование. Учитель: Адикаева Елена Николаевна, г. Алдан, Республика Саха (Якутия);

"СЕМЬ ПЕРЕКРЕСТКОВ СОТВОРЕНИЯ", дистанционная творческая лаборатория межпредметных ассоциаций, 11 класс. Творческий практикум с элементами психологии. Дистанционный учитель: Масюкевич Светлана Валериевна, г. Череповец;

"СОЗДАНИЕ РЕКЛАМНОГО ВКЛАДЫША", менеджмент, 11 класс. Лекционно-практическое факультативное занятие. Дистанционный учитель: Холодова Елена Иосифовна, г. Томск;

"РОЖДЕНИЕ, ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ЗВЕЗД", астрономия, 10-11 класс. Урок изучения нового материала в форме интернет-исследования. Дистанционный учитель: Харунжева Елена Викторовна, г. Киров;

"ЦВЕТ: ГАРМОНИЯ И АССОЦИАЦИИ", рекламная мастерская (конструкторско-художественное направление), 7-8 классы. Теоретическое исследование и творческая работа. Дистанционный учитель: Копылова Татьяна Владимировна, г. Красноярск;

"ФОРМУЛА КРАСОТЫ (ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ)", математика и мировая художественная культура, 8 класс. Исследовательская работа с применением веб-ресурсов. Дистанционный учитель: Паршев Александр Анатольевич, г. Северодвинск; и другие.

Мой урок назывался "КАК ЧИТАТЬ ЖЕСТЫ ДРУГ ДРУГА", риторика, 11 класс, дистанционный урок комбинированного типа (мини-лекция + дистанционная консультация + практикум).

Дети не могли не проникнуться интересом к таким темам, работали на уроках с удовольствием, творчески.

Кураторы каждой группы организовывали проведение уроков, высылая методические рекомендации, наблюдали за ходом уроков, проводили обсуждение занятия в чате.

В ходе конкурса участники постоянно рефлексировали свои достижения, что тоже учитывалось жюри. Факультативно был проведён конкурс баннеров, который открыл для многих участников незнакомые технологии.

Чему учит конкурс? Прежде всего, отстаивать свою точку зрения. Этот навык - далеко не новое дело в нашей работе, но узнать мнения коллег по вопросам дальнейшего развития дистанционного образования и создать, высказать своё мнение - это достаточно непросто. В телеконференции поднимались различные вопросы, но чаще дискуссия переходила в педагогическую плоскость. Обсуждалось место дистанционного учителя в системе образования, место ученика, роль Интернет для него вообще.

Переписываясь достаточно активно, мы учились определённым правилам этикета общения в Интернет. При обсуждении каких-либо вопросов возникали спорные ситуации, выход из которых участники пытались найти в ходе обсуждения. Интернет-спор имеет определённую специфику: при обмене письмами собеседникам невозможно перебить друг друга, каждый будет "выслушан" до конца. Это уже довольно весомый плюс в отстаивании своей точки зрения. Кроме того, оппонент может комментировать фрагмент речи, дословно его цитируя, что также помогает при общении. Поскольку почта была модерируемой, члены жюри временами вставляли в наши письма свои комментарии, чем помогали нам сориентироваться в потоке писем, мыслей, чьих-то цитат.

Немаловажным приобретением, я считаю, было то, что мы научились создавать сайты и вывешивать их в Интернет, овладев технологиями работы в различных компьютерных программах. Создавать традиционный урок нам приходилось множество раз, но перевести его на язык компьютера и сделать доступным для неизвестных тебе учеников - это сложнейшая задача. Необходима была школа, далее, усвоив алгоритм, участникам конкурса нетрудно работать над созданием своих дистанционных уроков, сайтов.

Отдельно можно сказать о новом нашем умении - разрабатывать и проводить новый вид уроков - дистанционные, общаться с дистанционными учениками, продумать построение урока так, чтобы быть понятым на расстоянии, просчитав заранее всевозможные вопросы.

Уяснив специфику этих уроков, можно задуматься над созданием серий занятий по данному предмету. Это очень поможет решить не только образовательные проблемы, но и кадровые - компьютер заменит собой отсутствующего учителя на месте и соединит ученика с преподавателем из другого города.

Если оценить перспективы, данные конкурсом, то они значительны. Во-первых, это дипломы и призы. Приз для победителя - сканер, для призёров (2 и 3 место) - радиоуправляемая беспроводная мышь и оптическая мышь, а также книги по Интернет-образованию ("На урок в Интернет" и "Интернет в школе"), которые были высланы им по почте. Все призёры и лауреаты конкурса награждены дипломами Российской академии образования, подписанными Президентом РАО Н.Д. Никандровым и председателем оргкомитета конкурса А.В. Хуторским. Но конкурс - это ещё и творческое общение, которое продолжается после. Участники не просто обмениваются письмами, но и встречаются, строят творческие планы, создают новые проекты.

Участие в конкурсе ДУГ открыло многим перспективы для дальнейшей работы в области дистанционного образования. В январе 2002 года, через месяц после окончания конкурса, некоторые участники вели Мастер-классы в Сети. Галанов А.Б., г. Уфа, провел Мастер-классы "MicrosoftWord для классных руководителей" и "Компьютерный дизайн. Photoshop6.0". Краева Р.В., г. Сертолово, провела Мастер-класс "Техника работы в сети (в море информации - с русским языком и спасжилетом)". Куликова И.А., г. Москва, - "Метод проектов как способ реализации межпредметных связей".

Галанов А.Б. после конкурса провел целый ряд дистантных уроков, выступал в качестве дистанционного учителя и локального координатора, в январе 2002 года победил в городском конкурсе "Учитель-мастер".

Куликова И.А. попробовала создать еще один дистанционный урок, но уже совсем по другой теме, обновила личный сайт, учится на очередных дистанционных курсах.

Многие участники конкурса активно участвуют со своими учащимися в предметных олимпиадах, проводимых центром ДО "Эйдос" (Галанов А.Б., Масюкевич С.В., Никуличева Н.В.), участвовали в проведении Интернет-фестивалей (Копылова Т.В., г. Красноярск).

В данный момент творческая группа из членов оргкомитета и участников конкурса работает над созданием проекта Дистанционного Педагогического Интернет-фестиваля. Об этом вы подробнее сможете прочитать в докладе В.А. Николаевой "1-ый Педагогический Интернет-фестиваль "Содружество".

Конкурс "Дистанционный учитель года" имеет огромное значение для подготовки педагогических кадров нового поколения учителей - дистанционных. Это особенно актуально сейчас, в начале 21 века - века компьютерных технологий. Границ применимости дистанционных занятий после проведения уроков я уже не вижу! Думаю, что в Интернет возможно обучить всем школьным предметам! Важно иметь в педагогическом сообществе людей, имеющих желание и возможности это создавать.

Следующий конкурс начнется 15 октября 2002 года. Его адрес в сети: http://www.eidos.ru/dist_teacher/index.htm. Заявку на регистрацию можно послать в оргкомитет конкурса по электронной почте e-mail: eidos@mailru.com. Если хотите научиться новому методу обучения, методу будущего - ДИСТАНЦИОННОМУ, добро пожаловать на конкурс!